A-Ha на новом альбоме сменили синтезаторы на оркестр

Выпускать сейчас новую музыку означает верить в то, что она может иметь терапевтический эффект. И для этого ей не обязательно быть слишком серьезной. Иногда подойдет и породистый поп, и хулиганский рэп. В сегодняшнем обзоре — новый альбом королей сентиментального синтипопа норвежцев A-Ha и свежий релиз от хип-хоп-магната в изгнании и признанного «иностранным агентом» Моргенштерна.

A-Ha на новом альбоме сменили синтезаторы на оркестр

A-Ha дают джазу

Все это немного удивляет, если не сказать — озадачивает. С 2009 года A-Ha находятся в стадии выхода на пенсию, время от времени прерывая этот процесс ради какого-нибудь акустического релиза или специального выступления. Процесс этот немного затянулся, но все-таки шел в направлении, совершенно несовместимом с записью нового альбома.

Не секрет, что участники знаменитого трио на протяжении долгих лет не очень-то ладили друг с другом, поэтому очередного глубокого погружения в музыку от них мало кто ожидал. Но оно случилось, причем результат удивляет не меньше, чем факт записи. На своей двенадцатой по счету пластинке A-Ha вдруг решают перелопатить самих себя и начать импровизировать.

Концепт альбома True North был почти краеведческим. Песни в сочетании с фильмом об их записи планировались как открытка из-за Заполярья. А точнее, из норвежского города Будё, что находится за Полярным кругом. В помощниках же у A-Ha был Арктический филармонический оркестр, одна из достопримечательностей Будё.

Альянс маститой поп-группы и симфонического оркестра в большинстве случаев можно предсказать. Но не на этот раз. Настолько решительное погружение в джаз в контексте синтипоп-трио выглядит до неприличия смелым телодвижением. Не совсем понятно, что и кому участники A-Ha хотят этим доказать, но сама попытка впечатляет. Hunter In The Hills и Bumblebee звучат так непривычно и так здорово, что хочется верить в музыкальное волшебство, которое не выходит на пенсию.

True North, конечно же, не джазовая пластинка, потому как в ней есть и то, что обычно ждут от A-Ha. А именно: баллады, возвращение к звуку восьмидесятых и, естественно, голос Мортена Харкета, который в свои 63 года по-прежнему заливается как соловей. Но, пожалуй, главные герои здесь — песни, которые основной автор группы Пол Воктор-Савой на этот раз писал вместе с другим участником A-Ha Магне Фурухольменом. В них фирменная для трио неторопливость, прохлада и отличные мелодии. Эти треки хочется взять с собой в путешествие или хотя бы на долгую прогулку.

Моргенштерн сердится

Было бы странно, если бы опальный рэпер никак не отреагировал на все то, что с ним произошло в последнее время. Но в дубайской жаре Алишеру удалось сохранить холодный рассудок, с которым и сработан его альбом Last One. «Это последний альбом Моргенштерна», — вещает скандальный блогер, комик и рэпер Юрий Хованский на первом треке, но вносит важное дополнение: «Возможно».

Прелюдия от самого Моргенштерна более изобретательная. Он рассказывает практически свою биографию, а потом предлагает полноценный тизер всего альбома, в котором раскрывает суть каждой песни. Такое начало намекает на то, что Last One — не просто набор треков, а некое нашпигованное смыслом послание.

Смысл этот начинает раскрываться довольно быстро: у автора есть жгучее желание посвятить своим коллегам не самые приятные стишки, ради чего он готов воскресить то, что современные рэперы почти забыли. Дисс — от английского disrespect (неуважение) — типичная для хип-хопа форма наезда. Такое развлечение было крайне популярным в эпоху рэп-баттлов, но когда коллаборации стали выгоднее выяснения отношений, диссы потеряли актуальность. И вот Моргенштерн хочет их вернуть на арену.

Как выясняется, самая большая обида у него — на Гуфа. Оказывается, они хотели записать совместный трек, но затея провалилась, причем на стадии, когда Моргенштерн ждал подельника на съемочной площадке клипа в Израиле, а Гуф в последний момент отказался. В выражениях Алишер не стесняется, упоминая и ненадежный характер коллеги, и его дефекты речи, и алчность, и лишний вес.

Досталось и рэперу Кизару, с которым Моргенштерн тоже не дружит. С Оксимироном (включен в список физических лиц — «иностранных агентов». — «МК») Алишер обошелся как настоящий постмодернист. Просто взял голосовое сообщение с его альбома «Горгород» и вставил в свой трек. Очень мило, а главное — несложно.

Еще одна почти забытая забава, взятая Моргенштерном на вооружение, называется скит, то есть небольшая интермедия между треками. В одной из них Алишер использует фрагмент интервью политика Дмитрия Носова, где сильно озадаченный моральным здоровьем молодежи мужчина обвиняет Моргенштерна во всех смертных грехах. Пустячок, но забавно.

Куда более трудоемкими стали совместные треки. Их, кстати, немало, но главные записаны с ЛСП и Элджеем. Нужно признать, что и в «Дор Блю» (с ЛСП), и в Location (с Элджеем) бодрость победила коллабную рутину. Last One в принципе весьма бодрый альбом, хотя строчки про тачки, люкс и теток в исполнении Моргенштерна звучат все менее задорно. Тема явно выдохлась, в отличие от сердитых диссов.