Алексей Федорченко снял фильм о Кавказе, начавшийся с любви чеченского чекиста

Два года назад на фестивале «Послание к человеку» Алексей Федорченко рассказал «МК» о своем новом замысле «Большие змеи Улли-Кале». Теперь мировая премьера фильма состоялась в Петербурге, а его автора расспрашивают, где именно ему удалось найти клад с дореволюционными кинопленками, способными изменить ход истории мирового кино.

Алексей Федорченко снял фильм о Кавказе, начавшийся с любви чеченского чекиста Алексей Федорченко (слева) получил награду из рук Алексея Учителя. Фото: Пресс-служба фестиваля

После премьеры Алексею Федорченко, снявшему фильмы «Овсянки», «Небесные жены луговых мари», «Ангелы революции», «Война Анны», «Последняя милая Болгария», едва ли не единственному нашему режиссеру, освоившему жанр мокьюментари (псевдодокументального кино), вручили награду за выдающиеся художественные достижения. В 2005-м на Венецианском кинофестивале ему за игровой фильм «Первые на Луне» о русских, высадившихся на Луне еще при Сталине, присудили приз за лучший документальный фильм. Если уж профессионалы повелись, то что говорить про обычных зрителей.

Когда-то и на «Послании к человеку» Алексей представлял неигровой «Ветер Шувгей», рассказывающий об освоении Сибири в 1960-е болгарами, которые пели «Калинку», готовили лечо, а потом их словно ветром унесло. В этот раз показали не только «Большие змеи Улли-Кале», но и документальную «Монету страны Малави» о шукшинском празднике в Стростках и африканском государстве, где чеканят монеты с изображением Василия Макаровича. Кто-то не верит ничему, даже существованию страны Малави. Кто-то принимает за чистую монету самые невероятные вещи. Над фильмом о Шукшине Федорченко работал 3 года, а с момента возникновения идеи прошло 8 лет.

В главной роли, хотя речь о документальном кино, он сам снимает на телефон, беседует с земляками Шукшина. Актерские опыты Федорченко продолжит в «Больших змеях Улли-Кале», где речь уже идет о том, как складывались отношения Кавказа и России в начале XIX века и вплоть до начала XX века. Среди действующих лиц — Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой, Гоголь, Александр Дюма, Вахтангов, суфийские шейхи, Шамиль. Алексей Учитель, вручая Алексею награду, сказал, что его фильм можно было включить в игровую, документальную, анимационную и экспериментальную программы.

«Из одной старой книжки я узнал историю про чеченского чекиста, который в 1920-е годы терроризировал, убивал, сжигал, травил людей, — рассказывает Алексей Федорченко. — Он увидел девушку и решил, что она должна стать его женой. Отправился воевать с басмачами, наказав, чтобы никто его избранницу не трогал. Старейшины решили, с какой стати кто-то из Грозного будет им указывать, когда своих хороших парней хватает. Молодой красивый парень похитил девушку, увез ее в горы. А когда чекист вернулся, он поймал пару, отправил в тюрьму. Старейшины предупредили: будет бунт, люди выйдут с оружием. Я предложил моему соавтору Лиде Канашевой написать вестерн. Подумал, что если наши герои поженились где-то в 1920-м, то наверняка прожили еще 40–50 лет. Я нашел необычную золотую могилу, к которой со всей Чечни и Дагестана едут поклоняться люди. Оказалось, что наша героиня была дочерью почитаемого в Чечне суфийского шейха. Мы стали изучать, как там появился суфизм, как началась кавказская война, кто такой Шамиль. Мы основывались на разных источниках, на трудах кавказских философов, записях разговоров Шамиля, дошли до чеченского язычества, до 1913 года, когда началась история чекиста с девушкой. Эпизоды, которые кажутся сказочными, например пушкинские, на самом деле документальные, основаны на цитате Толстого. В нашем фильме нет ни одной ненастоящей истории. Просто правда настолько удивительная, что выглядит как сказка».

«Большие змеи Улли-Кале» снимались в Чечне, Адыгее, Ингушетии, Северной Осетии, горных аулах и Кармадонском ущелье, где погибла съемочная группа Сергея Бодрова, городе мертвых, который на экране и в реальности производит сильнейшее впечатление. Начинается фильм с того, что съемочная группа во главе с Федорченко извлекает из земли коробки с полуистлевшими дореволюционными фильмами, снятыми девятью режиссерами. Закопал негативы Алексей Талдыкин, опасаясь их уничтожения представителями советской власти. Сам этот человек — не фантом, а реальный купец, пионер кинодела. В его с Дранковым киноателье в 1913 году создавалась картина «Покорение Кавказа», позднее показанная царским особам в Ливадии. Появись те пленки раньше, история мирового кино могла бы пойти по другому пути, и это авторитетно подтверждает в кадре делегат Каннского кинофестиваля Жоэль Шапрон. Да и сам Федорченко выступает на телевидении, рассказывая о бесценных находках. После премьеры зрители интересуются, где именно откопали клад. Как говорит герой другого фильма Федорченко, если снято, значит, было.

Алексей Федорченко снял фильм о Кавказе, начавшийся с любви чеченского чекиста Кадр из фильма «Большие змеи Улли-Кале». Фото: Пресс-служба фестиваля

Театральный режиссер Николай Коляда предстает видным гоголеведом. На экране какая-то дикая история о шляпе Гоголя, ставшей достопримечательностью Калуги, а новорожденному на Кавказе дают странное имя Калуга. Толстой берет на поруки юного лезгина, а когда писатель при смерти, его безутешной жене сообщают: «Он ехал на Кавказ, Софья Андреевна». Куда ни ткнись, всюду Кавказ. Все дороги ведут туда. Великолепно придуман эпизод с участием Георгия Иобадзе, которого недавно едва не разорвали на части за роль молодого Сталина в спектакле МХАТ им. Горького «Чудесный грузин» с участием Ольги Бузовой. У Федорченко он лихо вписался в стихию фантастического Кавказа и наших представлений о нем.

Изначально фильм снимали черно-белым, но на экране материал выглядел скучно, поэтому перешли на цвет. Некоторые кадры раскрашивали вручную, обратившись к приемам немого кино, стилизовали их под старую пленку. Как скажет Федорченко, цветное кино начала века оказалось более правдивым, чем черно-белое.