Андрис Лиепа отметил 60-летие на сцене Кремлевского дворца

В Кремлевском дворце прошел гала-концерт «6:0», посвященный 60-летию народного артиста России Андриса Лиепы. Программа «6:0» Андрис Лиепа приглашает друзей» стала там первой после снятия некоторых ограничений, связанных с пандемией.

Андрис Лиепа отметил 60-летие на сцене Кремлевского дворца Бахтияр Адамжан (театр «Астана Опера»). Золотой раб из балета «Шехеразада». Фото Елена Пушкина/

Андрис Лиепа всегда жил в тени своего отца — гениального Мариса Лиепы. Из скромности никогда не придавал собственной фигуре в истории классического танца большого значения. Он создал Фонд имени Мариса Лиепы, ведет большую работу, посвященную его памяти, даже подписывается так же — «целую крепко, ваш Лиепка». Между тем талант его как лирического танцовщика, идеального балетного принца превосходит отцовский, да и известен во всем мире он гораздо больше. 

Андрис успел побывать премьером не только Большого и Мариинки, но и Американского балетного театра (ABT), где «дитя перестройки» (как называла его американская пресса) два года танцевал по приглашению Михаила Барышникова. Обратил на него внимание и Рудольф Нуреев, который позвал суперпопулярного в начале 90-х годов танцовщика в Град Опера станцевать свою редакцию «Лебединого озера».

Он мог бы выступать и дольше, но тяжелая травма ноги в 32 года поставила точку на мировой карьере этого блистательного артиста, но он продолжил творческую деятельность уже как режиссер, продюсер, реставратор и возобновитель балетов дягилевского репертуара. Толчком послужил пример его отца, в конце 60-х впервые показавшего в России балет «Видение розы» — общепризнанный шедевр Михаила Фокина, принесший мировую славу его первым исполнителям, тем на кого этот балет и создавался: «Богу танца» Вацлаву Нижинскому и знаменитой звезде дягилевских «Русских сезонов» Тамаре Карсавиной, с которой Марис Лиепа консультировался, возобновляя балет. Андрис Лиепа в своей реставраторской деятельности тоже сотрудничал с людьми, являющимися непосредственными носителями «фокинского» стиля, например, с внучкой Фокина Изабель, с которой очень дружил. Вообще балетмейстер одним из первых стал возобновлять старинные балеты, из которых его внимание привлекали преимущественно  балеты «Серебряного века». И стал одним из пионеров и зачинателей необыкновенно модного в нынешнее время направления в балетном искусстве.   

Значительная часть вечера в Кремле и была посвящена деятельности Андриса на этом поприще. Показали фрагменты из балетов «Петрушка», «Шехеразада», «Жар-птица». В «Шехеразаде» в роли Золотого раба самое выгодное впечатление своим огромным, почти как у Нижинского, прыжком произвел казахский танцовщик Бахтияр Адамжан из «Астана Оперы». Тут надо заметить правда, что акробатики и эквилибристики в танце самого знаменитого исполнителя этой партии было даже больше, чем воспроизвел Бахтияр. Последнее предсмертное движение, которое Нижинский здесь выполнял, навсегда запомнилось современникам, однако потом в силу безумной сложности никем и никогда не воспроизводилось: сраженный саблей янычара, он исполнял умопомрачительный трюк, стойку на голове, словно в брейк-дансе прокручивался на ней прежде, чем упасть на сцену замертво. Хорошо смотрелись в «Жар-птице» Надира Хамраева и Бекзод Акимбаев, подопечные Андриса из Большого театра оперы и балета им. А. Навои в Узбекистане, который Лиепа-младший в настоящее время возглавляет как художественный руководитель балетной труппы.

Андрис Лиепа отметил 60-летие на сцене Кремлевского дворца Андрис Лиепа. Вариация из балета «Корсар».

При этом на сцене на специально установленных со стороны задника и сбоку у кулис светодиодных экранах, имитирующих 3D эффект, высвечивались подлинные эскизы декораций Головина, Бакста, Бенуа. Да и вообще видеоконтент, разработанный постоянным сотрудником Андриса Александром Федорко, обеспечил пятьдесят процентов успеха вечера. Он создал воистину волшебное пространство, сузив гигантский масштаб кремлевской сцены до комфортного и привычного для артистов, наполнил его атмосферой, создающей у зрителя перед каждым номером нужное настроение.

Так, открывшее концерт па-де-де из балета «Спящая красавица», исполненное не так давно перешедшей из Большого театра в Кремлёвский балет Дарьей Бочковой и её партнером Денисом Захаровым, проходило на фоне знаменитого версальского парка. Выбрано это па-де-де было не случайно, потому что именно с него начался взлет Андриса Лиепы к вершинам балетного олимпа. Исполнив его вместе с Ниной Ананиашвили на самом престижном в балетном мире Московском международном конкурсе артистов балета, что раз в 4 года проходит в Большом театре, он завоевал там свою первую золотую медаль по младшей группе и попал в Большой театр. Первый солист Большого театра Денис Захаров тоже для этого па-де-де выбран был не случайно, так как много лет спустя уже на последнем московском конкурсе и тоже по младшей группе, как когда-то Андрис, стал его золотым лауреатом. Так что в па-де-де из «Спящей» он смотрелся идеально, разве немного подвела партнерша, не рассчитавшая силы и заметно волновавшаяся в этом ответственном для себя выступлении.

Все эти истории из собственной жизни, предваряющие очередной номер в свободной манере, юбиляр в качестве ведущего вечера с шутками и прибаутками увлекательно рассказывал сам. Из-за этого продолжительность гала-концерт почти в два раза увеличилась и закончился в двенадцатом часу ночи. Помогала в конферансе брату его младшая сестра Илзе Лиепа, которая на этот раз в концерте не выступала, зато представила школу собственного имени с пышным и претенциозным названием — Русская Национальная Балетная Школа (каждое слово с большой буквы) Илзе Лиепа. Малолетние крохи уморительно пытались походить на настоящих артистов,  исполнила сильно упрощенную (специально для детского исполнения) Гран па из балета «Пахита». Илзе перед номером с выражением и интонациями заправской драматической актрисы (собственно она не редко и очень удачно играет на драматической сцене) поделилась воспоминаниями детства, где Зилка (так Андрис назвал в детстве сестру) и сам сегодняшний юбиляр впервые готовились отправится на балетный спектакль, в котором танцевал их отец. По его окончании малолетний Андрис заявил, что в будущем «хочет стать папой в Большом театре».

Андрис Лиепа отметил 60-летие на сцене Кремлевского дворца Денис Захаров (Большой театр) в вариации из балета «Спящая красавица». Фото Елена Пушкина.

Исполнили на концерте и номер на музыку Родиона Щедрина в хореографии Валентина Елизарьева «Настроение», которое очень настойчиво просил восстановить Андриса сам композитор, а также па-де-де из балета «Раймонда», составленное Юрием Григоровичем из разрозненных и танцующихся в разных частях балета вариаций. С этими двумя номерами Андрис Лиепа и Нина Ананиашвили получили Гран-при знаменитого американского балетного конкурса в Джексоне, а сейчас на концерте их исполняли современные артисты. Пару из руководимого им театра в Узбекистане для номера «Настроение» Андрис подобрал по своему и Нины Ананиашвили образу и подобию. Но приблизиться по исполнению к звездному дуэту современные артисты из Узбекистана не смогли. Да это сегодня кажется и невозможным, настолько хороши Андрис и Нина были в этом номере, предопределившим, по словам Андриса, их победу в Джексоне. А вот Анна Никулина и Семен Чудин (особенно последний) исполнили па-де-де из «Баядерки» с истинным шиком, как и положено приме и премьеру Большого театра России.

Приняли участие в юбилейном гала и другие звездные танцовщики Большого. Артемий Беляков с Евгенией Образцовой станцевали па-де-де из «Жизели» (редакция Григоровича), балета, ставшего одним из высших достижений дуэта Нина Ананиашвили — Андрис Лиепа. Артемий Беляков на сцене Большого театра выходит в этом балете только в недавней реконструкции Алексея Ратманского, и за эту роль получил «Золотую маску» как лучший исполнитель. Тем не менее очень выигрышно, как показал концерт, он смотрится и в старой классической версии.

Андрис Лиепа отметил 60-летие на сцене Кремлевского дворца «Жизель»: Евгения Образцова и Артемий Беляков.

Балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева Андрис Лиепа танцевал на самых престижных сценах мира, в разных версиях (Лавровского, Григоровича, Макмиллана) и с разными партнершами. В том числе репетировал его в Мариинском театре с Галиной Улановой — первой исполнительницей роли Джульетты, которая незадолго до смерти приезжала полюбоваться родным Ленинградом. Сохранилась запись, где Андрис-Ромео на репетиции поднимает стройную (Уланова до самой смерти находилась в исключительной балетной форме) легенду советского балета в последней в ее жизни высокой поддержке.  В концертном Гала па-де-де из «Ромео и Джульетты» танцевали иностранные артисты Мариинского театра Мей Нагахиса пять лет назад окончившая Академию принцессы Грейс (Монте-Карло) и Ксандер Париш. Последний — из Англии и танцевал в кордебалете театра Ковент-Гарден, где его и заметил нынешний и.о. заведующего балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев. 

Вообще артисты Мариинки на этом концерте преобладали численно и выделялись качественно. Вихрем ворвался на сцену, открывая второе отделение, Солор Владимира Шклярова. Вместе с хрупкой и стильной Марией Хоревой пара отлично показалась в дуэте Никии и Солора из акта «Теней» в балете «Баядерка». Этих великолепных артистов в Москве знают хорошо. А вот Мария Ильюшкина показывалась в столице, по-моему, впервые, и тоже заметно волновалась в белом адажио из балета «Лебединое озеро». Но надежный и артистически наполненный партнер Никита Корнеев её поддержал. Этот перспективный молодой танцовщик совсем недавно переведен в театре во вторые солисты. Вообще-то танцевать белое Адажио в Кремле должен был Всеволод Маевский, украинский танцовщик, пять лет назад закончивший Киевское хореографическое училище, а сейчас работающий в Мариинке – ослепительный по форме и красоте артист похожий на античных героев с картин Жана-Луи Давида. Но он получил травму спины и в Москву приехать не смог. 

Андрис Лиепа отметил 60-летие на сцене Кремлевского дворца Мария Ильюшкина и Никита Корнеев (Мариинский театр). Адажио из балета «Лебединое озеро». Фото Елена Пушкина.

А закончили юбилейный концерт знаменитые «Половецкие пляски» из репертуара дягилевской антрепризы, которые повергли в шок культурную европейскую элиту в 1909 году восточной необузданностью. Можно только представить, как сносило крышу у утонченных французских эстетов, когда они видели несущуюся с луками и стрелами необузданную толпу полуголых и диких мужиков. Этим фрагментом в исполнении артистов Московского академического Детского музыкального театра им. Н. Сац Андрис эффектно завершили чествование звезды мирового балета.