Авангардная опера Элины Петровой нарисовала память как белый стих

Все из детства — наши страхи, проблемы, мечты. Воспоминания могут блекнуть, как старые фотографии, путаться и все же прокручиваются где-то на подкорке снова и снова, как заезженная пластинка о самом главном. Опера «Де-ба-рр-ка-де-рр», в основу которой лег автобиографический текст молодого петербургского драматурга Элины Петровой, как раз об этом.

Авангардная опера Элины Петровой нарисовала память как белый стих

Вместе с актрисой Марией Белоненко под авангардный аккомпанемент ансамбля «Практика» на музыку композитора Анны Поспеловой зрители совершают странное путешествие в прошлое. Постановка выпускника мастерской Крымова-Каменьковича режиссера Филиппа Виноградова в Центре Вознесенского ломает все привычные представления об опере.

Авангардная опера Элины Петровой нарисовала память как белый стих

Камерный зал Центра Вознесенского настраивает на приватный разговор. Все вокруг белое от стен до стульев. На сцене девушки-хористки тоже в белоснежных скромных туниках. Перед нами чистый холст — белый лист, на котором особенно ярко смотрится актриса Мария Белоненко. Она в красном костюме, на высоких каблуках. Весь ее вид выражает уверенность деловой молодой женщины. Но что скрывается под этой «обложкой»? Ребенок, маленькая девочка, которая росла в далеком городке на дебаркадере. В ее жизни было много потрясений — смерть деда-часовщика и бабушки, сложные отношения с матерью, отчим, который ставил ее «коленками на горох». Эти детские воспоминания всплывают отрывочно, эпизодично, под такой же прерывистый, многоголосый, как эхо, голос женского хора. «Де», — запевает одна хористка. «Ба», — тянет ноту вторая. «Рр» — звонка вставляет третья. «Ка», — подхватывает следующая. «Де», — голосит еще одна. «Рр», — ставит зычную точку последняя. А потом все повторяется вновь. 

Авангардная опера Элины Петровой нарисовала память как белый стих

Под это эхо памяти белый лист, с которого начинается история, постепенно заполняется красками и эмоциями, болью и радостью. Мария Белоненко сбрасывает свою красную защитную «обложку» уверенности и остается в простой белой сорочке. А потом превращается в маленькую девочку, которая является из ниоткуда. Ребенок, который возникает проекцией на платьях хористок, рисует светом на стенах, читает книжку, а потом цифровое видение материализуется во плоти. Эпизоды из прошлого являются старыми фотографиями, которые отражаются на белых папках хористок, сложенных в подобие экрана. Чем глубже мы погружаемся в личную память героини, тем меньше белого на «холсте». Все пространство вокруг становится «порталом в прошлое», где светит яркое солнце или царит ночь, где оживают травматические и трогательные моменты. Из них ведь и склеивается наша личность, характер, стержень. Иногда хочется сжечь побледневшие черно-белые снимки, как это и сделала героиня Марии Белоненко. Однако рукописи не горят. Эта булгаковская истина работает и в отношении памяти. Самые важные, пусть и болезненные, моменты нельзя уничтожить, их можно только принять. 

Авангардная опера Элины Петровой нарисовала память как белый стих

Опера «Де-ба-рр-ка-де-рр» захватывает тебя не сразу, а постепенно проникает в самую суть личного. Экспрессия эмоций настает здесь как хоровое эхо, как краски, заливающие белый лист. Эта постановка ломает привычные представления о законах всех жанров. «Это не пьеса», — подчеркивает режиссер Филипп Виноградов. Текст здесь течет потоком как белый стих, как вода под дебаркадером, плывет по волнам голосов словно лодка памяти. Для молодого композитора Анны Поспеловой было важно создать музыку без каких-либо инструментов — с помощью одних только вздохов, шепота, чистого пения. Такой подход усиливает ощущение потоковости: воспоминания обретают форму — реки памяти, пространства, где время здесь течет по своим законам, то замедляясь, то прокручиваясь вспять, то проносясь как стремительная птица, мелькнувшая над дебаркадером. Каждая деталь, свет и звук несет в себе некий символ, рисуя перед нами память как ткань со своим загадочным узором. Поэтому финальная точка — самая насыщенная: в свете красного заката героиня остается один на один со своим внутренним ребенком. Примиряется со своей памятью. 

Авангардная опера Элины Петровой нарисовала память как белый стих