Благовещенск превращается в центр фестивальной жизни Дальнего Востока

На Дальнем Востоке на наших глазах возникает «точка притяжения» фестивальной жизни, закрепляющая за столицей Амурской области статус культурного центра. Почему в Благовещенск едут звезды мирового и российского кино, а режиссеры «придерживают» новые фильмы до момента показа там? Каким потенциалом обладает город, расположенный на границе с Китаем? И как река Амур, географически разделяющая два дружественных государства, одновременно может соединять их в культурном плане? Обо всем этом «МК» рассказала Ольга Смирнова, руководитель Амурской областной филармонии.

Благовещенск превращается в центр фестивальной жизни Дальнего Востока Концерт хора имени М.Е. Пятницкого в столице Амурской области, май 2021. Фото: Оксана Шишенко

— Директор филармонии — да, юридически это так. А в дополнение и еще одна очень важная и значимая для меня роль — оператор по организации гастролей федеральных проектов в Амурской области, — сказала Ольга в самом начале беседы. — Я исполнительный директор фестиваля кино и театра «Амурская осень», которому в этом году исполнилось 20 лет. Благодаря фестивалю в Амурской области побывали Александр Ширвиндт, Людмила Гурченко, Василий Лановой, Джина Лоллобриджида, Ким Кидук, Пьер Ришар и многие другие. В этом году главным событием на фестивале стали гастроли Театра имени Евгения Вахтангова. Залы были битком!

Благовещенск превращается в центр фестивальной жизни Дальнего Востока Ольга Смирнова. Фото: Оксана Шишенко

— Такой небольшой город — и такая востребованность искусства. Как объясняется «благовещенский феномен»?

— За двадцать лет фестиваль воспитал своего зрителя. У Благовещенска уникальное географическое положение. Вот ты едешь по Транссибирской магистрали, проезжаешь станцию Белогорск, а потом ответвление, еще 108 километров — и уже на самой границе нашей страны. В семистах метрах через реку от нас — китайский город Хэйхэ. Мы с соседями друг другу машем рукой. Но логистически это сложная история, и очень часто приезд больших коллективов на Дальний Восток для нас проходил мимо. Очень сложно было выстраивать гастрольную карту, тем не менее в 2002 году Сергей Новожилов, секретарь Союза кинематографистов РФ, не побоялся начать новое и интересное на нашей земле. С тех пор каждый год в сентябре, в золотую пору, к нам приезжают триста человек. Это актеры, режиссеры, кинематографисты, критики, журналисты, члены жюри. Мы единственные в стране, кто проводит одновременно и конкурс двух кинопрограмм, и конкурс антрепризных спектаклей. Председателями жюри в разные годы были Юрий Яковлев, Лев Дуров, Кирилл Разлогов, Владимир Этуш, Александр Прошкин, Алла Сурикова, Роман Виктюк, Светлана Дружинина, Сергей Шакуров, Владимир Грамматиков, Александр Ширвиндт, Вера Глаголева, Владимир Шевельков, Андрей Соколов. В этом году кинематографическое жюри возглавлял Александр Котт, жюри антрепризных спектаклей — Аристарх Ливанов.

Благовещенск превращается в центр фестивальной жизни Дальнего Востока Федор Добронравов, фестиваль «Амурская осень» (предоставлено Ольгой Смирновой)

— Почему «Амурская осень» так важна — и единственный ли это проект?

— Со всей этой политической ситуацией и нюансами «Кинотавра» не стало, и мы действительно можем считаться главным премьерным фестивалем России. Потому что в конкурсе у нас 43 картины: 12 в полном и 24 в коротком метре — это все премьеры. Фестиваль настолько ярко заявил о себе, что режиссеры и продюсеры ждут и не отдают премьеры, оставляя их для Амурской области.

Вторым нашим проектом является «Российско-китайская ярмарка культуры и искусства». В чем ее уникальность? Россия и Китай — два берега одной реки. Но Амур мы воспринимаем не как реку, разделяющую наши страны, а как объединяющую. В июне каждого года (в этом году в двенадцатый раз) к нам приезжают федеральные коллективы, проходит ярмарка мастеров декоративно-прикладного искусства, обмен свадебными традициями, общение малочисленных народов Севера — наших эвенков и китайских орачонов, обмен делегациями писателей.

Мероприятия на двух берегах идут синхронно — у нас до недавнего времени безвизовый режим с КНР сохранялся, можно было прийти, купить билет и переехать. Да, сейчас границы закрыты. Но год назад появилась еще одна трогательная традиция: мы встречаемся на теплоходах на фарватере реки, не пересекая границы, и поем друг другу песни. Плюс точкой притяжения Благовещенск становится с 1 октября благодаря фестивалю классической музыки «Амурская волна».

Благовещенск превращается в центр фестивальной жизни Дальнего Востока Военный оркестр Минобороны на Набережной реки Амур. Благовещенск, июнь 2022 г. Фото: Оксана Шишенко

— Какие задачи стоят перед культурой региона? Что будет дальше?

— Самое главное сейчас — сохранить то, что есть. Для нас принципиально важно, чтобы федеральные коллективы доезжали до Амурской области. Потому что только после того, как привезешь к нам столичных артистов, начинаешь понимать, что находишься в одном эмоциональном и культурном поле с Москвой.

К нам уже едут зрители с Сахалина, Камчатки, Хабаровска, Владивостока, Якутии. Раньше мы были как бы в конце Дальневосточного федерального округа, но через какое-то время к Забайкалью присоединилась и Бурятия. И чисто территориально мы стали центром.

Благовещенск превращается в центр фестивальной жизни Дальнего Востока Фото: Оксана Шишенко

— Какой сигнал мы посылаем, общаясь с вами сегодня, в столицу из Благовещенска, удаленного от нас на семь с половиной тысяч километров?

— Не бойтесь ехать. Об этом говорят все, кто у нас побывал, — Алексей Гуськов, Людмила Максакова, Ирина Купченко. Ирина Петровна говорила: если бы я была мужчиной, то, может быть, вообще уехала бы на Дальний Восток. Можно только позавидовать, что вы здесь живете.

Да, лететь 8 часов — это тяжело, но, когда долетаешь и понимаешь, что там и с каким рвением люди стремятся к искусству, перелет оказывается оправданным. Да, было время, когда театры были ориентированы на Центральную часть России и Европу, но в какой-то момент, как мне кажется, мы немного потеряли ощущение своей большой страны.

— А какой культурной инфраструктурой обладает Благовещенск?

— У нас есть филармония, театр драмы, театр кукол и большой культурный центр, где проходит основная гастрольная деятельность. В 2013-м, когда к нам прилетел коллектив хора Пятницкого, у нас случилось страшное наводнение. Концерт должен был состояться на главной площади города, но ожидался дождь — с живыми музыкальными инструментами невозможно было бы работать. За два часа до мероприятия мы приняли решение перенести его в концертный зал. Так вот, в здании работал наряд милиции, чтобы не допустить давки: люди шли огромными потоками. Нам пришлось открыть окна и двери, и люди стояли под окнами и в фойе — слушали музыку.