Испортившему картину ученицы Малевича вандалу сперва дали «зеленый свет»

Полиция нашла злоумышленника, который в Ельцин-центре шариковой ручкой пририсовал глазки фигурам на картине художницы-авангардистки Анны Лепорской. Эта история только несведущему и недалекому человеку может показаться забавной. На самом деле инцидент, случившийся на екатеринбургской выставке «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства», весьма серьезен и самое удивительное в нем – последовавшие за вандализмом события.

Испортившему картину ученицы Малевича вандалу сперва дали «зеленый свет» Поврежденная картина Анны Лепорской «Три фигуры».

Вся соль в том, что полиция сначала отказала Ельцин-центру в возбуждении дела по факту вандализма, сочтя ущерб незначительным. Хотя заявитель сам после нанесённого картине ущерба недели две хранил молчание. Только после того, как Министерство культуры РФ обратилось с жалобой в Генпрокуратуру, дело все-таки было возбуждено. А если бы Минкульт не вмешался, то что – «зеленый свет» вандалам? 

Напомним суть событий. 7 декабря в Ельцин-центре произошел «несчастный случай» – по крайней мере, так ситуацию назвали в самой галерее. Посетитель выставки пририсовал глазки-пуговки фигурам с картины художницы Анны Лепорской — супруги Николая Суетина, ближайшего друга и ученика Казимира Малевича, которая рискнула после смерти автора «Черного квадрата» сохранить его архив. 

В галерее провели внутреннюю проверку (а вдруг кто-то из сотрудников? – были и такие подозрения), а потом, но почему-то не сразу, Ельцин-центр обратился в полицию. Однако 20 декабря в возбуждении уголовного дела по факту вандализма было отказано. Почему? «Причиненный ущерб оценивают около 200 000 рублей, что является незначительным… В данном случае отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного ст. 167 УК РФ, так как картина своих свойств не утратила», — говорится в постановлении МВД. 

История стала достоянием общественности лишь в январе. После этого пришлось вмешаться Минкультуры РФ: жалоба в Генпрокуратуру подействовала. 21 января екатеринбургская полиция все-таки завела уголовное дело. Под давлением из Москвы. Как ранее сообщил «МК» замдиректора Ельцин-Центра Илья Шипиловский, уже ясно, кто решился стать «соавтором» Лепорской.

После случившегося охрана внимательно просмотрела записи видео-наблюдений и постфактум нашла момент порчи произведения из коллекции Третьяковки, которое застраховано на 75 миллионов рублей. Впрочем, рассказывать детали и раскрывать личность преступника галерея не имеет права, поскольку связана обязательством неразглашения. Известно, что гражданин, запечатленный на камерах, был опрошен сотрудниками полиции и во время дачи показаний вел себя довольно агрессивно.

Теперь дело возбуждено по статье ч. 1 ст. 214 УК РФ («Вандализм»): то есть гражданин может отделаться штрафом до сорока тысяч рублей, обязательными работами на срок до 360 часов, в крайнем случае, ему грозит арест на срок до трех месяцев. Минкультуры РФ в своем письме в Генпрокуратуру писало о том, что целесообразней возбудить уголовное по статье 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия»). Если дело будет переквалифицировано по этой статье, то вандал может быть наказан штрафом до трех миллионов рублей, или обязательными работами на срок до 400 часов, или принудительными работами сроком до трех лет. Максимальная мера наказание по данной статье – лишение свободы на тот же срок.

«Этот вопрос находится на контроле у министерства культуры», – сообщили «МК» в ведомстве. И слава богу. А то ведь что получается: спустить сейчас дело на тормозах – означает легализовать вандализм. Пусть картину Лепорской не резали, как шедевр Репина в Третьяковке, и не обливали кислотой, как «Данаю» Рембрандта в Эрмитаже, но все-таки порча была намеренной.

История знает случаи, когда посетители случайно наносили вред произведениям искусства, и их прощали. Так, пять лет назад женщина решила сделать селфи в галерее 14th Factory, присела на корточки, потеряла равновесие и завалилась на постамент, на котором был установлен экспонат.

Дальше сработал «эффект домино»: стоявшие рядом постаменты попадали вслед. Неудачное селфи нанесло ущерб в 200 тысяч долларов, но владелец галереи решил не предъявлять претензий посетительнице, хотя при желании – мог. А в 2015-м мальчик в музее тайваньского города Тайбэй споткнулся об ограждение, которое упало на полотно итальянского художника Паоло Порпоры «Цветы» и проделало в нем дыру. И в этом случае ребенка с родителями побранили да отпустили.

Но одно дело – случайность, и совсем другое – намеренное злодеяние. Был и другой случай – в лондонской галерее «Тейт Модерн»: художник Владимир Уманец оставил свою подпись на полотне Марка Ротко «Черное на коричневом» и назвал это актом искусства. За свой «жест» Уманец был осужден на два года.

Будем надеяться, что история с картиной Лепорской «Три фигуры» станет уроком для всех «шутников» и любителей хайпа, у которых чешутся руки «добавить» что-то своё к  живописным произведениям, хранящимся в государственных музеях.