Юрий Башмет передал ощущение рухнувшего мира

Многие деятели культуры сейчас говорят о своем ощущении ситуации на Украине. Юрий Башмет — среди них. Для маэстро Украина — родное место, он провел там детство. Его семья переехала во Львов, когда ему было 4 года, там он окончил музыкальную школу. В эти дни его фестиваль в один миг перестал быть международным: заявленные зарубежные музыканты не приехали по понятным причинам. Программу финального концерта пришлось перестроить за один день.

Юрий Башмет передал ощущение рухнувшего мира

Апофеозом юбилейного XV Зимнего фестиваля искусств должно было стать выступление зарубежных солистов из Франции, Германии, Италии, Венгрии и Финляндии, но они не прилетели. Юрий Башмет воздержался от заявлений. Он делает свои проекты на государственные дотации, за его спиной сотни юных музыкантов, он ответственен не только за себя. Но музыка сказала все за маэстро. 

Экстренно перепрограммированный гала-концерт собрал почти полный зал (почти — потому что ковидные ограничения никто не отменял). На сцене — Всероссийский юношеский симфонический оркестр, в составе которого около 150 молодых музыкантов из разных городов России. Вступлением стала одна из самых драматических вещей Людвига ван Бетховена. Трагедия «Кориолан» посвящена римскому полководцу I в. до н.э. Гаю Марцию, пытающемуся взять штурмом родной город, который прежде изгнал его. В центре этой драмы — бурные события древних времен, описанные в одноименных трагедиях Шекспира и друга Бетховена, австрийского драматурга Генриха Коллина. Рим охвачен народными волнениями, разворачивается сложная политическая игра. В итоге полководец по прозвищу Кориолан заключает мирный договор между римлянами и вольским народом, после чего его убивают заговорщики. Эта сложная вещь, в основе которой лежит конфликт главного героя с народом и одновременно с самим собой, продолжается «Элегией» Габриэля Форе — музыкальным размышлением одного из самых утонченных поздних романтиков французской школы. Здесь место за пультом маэстро уступает молодому дирижеру Николаю Цинману. 

Продолжает музыкальный «подстрочник» элегантное, наполненное противоречивостью и нарастающей динамикой произведение Марселя Равеля «Цыганка». Следом звучит пронзительный концерт для трубы с оркестром композитора Иоганна Гуммеля, чья фамилия рифмуется с названием белорусского города, оказавшегося в пристальном внимании мирового сообщества в последние дни. Это сочинение виртуоза рубежа XVIII–XIX веков, забытого на 150 лет ученика Моцарта, Сальери и Гайдна, наполнено надеждой и торжественностью. Финал первого отделения — словно канонада — обрушил на слушателей все напряжение, скопившееся в атмосфере. Им стал концерт для шести контрабасов современного молодого композитора Оскара Бьянки, написанный осенью 2021 года. Авангардная музыка Оскара, говоря его же словами, — это «попытка синтезировать жизнь, которую я знаю, и ту, о которой я лишь догадываюсь»…

Второе отделение открылось сочинением «Кол Нидрей» Макса Бруха, где звучат мотивы национальной еврейской музыки. Из-за этого произведения немецкий композитор попал в черный список нацистов: его сочинения были сняты с репертуара и в послевоенной Германии почти забыты. Только в последнее время Бруха вновь начали исполнять, как раз когда национальный вопрос прибрел новую актуальность. Прологом между этой напряженной вещью и громовым финалом стала «Интродукция и Рондо-Капричиозо» Камиля Сен-Санса. Это произведение автора «Пляски смерти» многим известно благодаря фильму «Марианна» о разведчике: в советской картине именно под эту мелодию фашисты ведут главного героя на казнь. Момент посильнее «Фауста» Гете. Далее последовал вальс «Поцелуй» из оперы «Джанни Скикки» Пуччини, передающий сложную гамму эмоций — надежду и отчаяние, принятие неизбежного и даже лукавство. 

Последней прозвучала легендарная Симфония №7 Дмитрия Шостаковича, написанная композитором в самом начале Отечественной войны. Дирижировал снова Юрий Башмет. В апреле 1941 года Дмитрий Шостакович отправился на гастроли в Ростов-на-Дону, потом поехал с женой в отпуск в Ялту. Мог ли он представить тогда, что это последний глоток мирной жизни? Конечно, нет. Думал ли он 22 июня 41-го, когда шел принимать экзамены в консерваторию, что услышит сообщение о начале войны? Конечно, нет. Симфонию №7 он написал, когда на привычной жизни был поставлен крест — мир изменился в один день. Премьеру играли уже в эвакуации в Куйбышеве. Теперь мир перевернулся снова. И сегодня тот самый момент, когда мы чувствуем напряжение каждой ноты этого произведения Шостаковича. «Сердце рвется в клочья…» — так высказался на фестивале один из зрителей.