Юрий Грымов реабилитировал москвичей

В этом сезоне в тренде постановки о Москве и москвичах. РАМТ в начале сезона исследовал современную Москву («Дни Савелия»), Малый театр в конце — старинную купеческую («Женитьба Бальзаминова»), а в «Модерне» взяли да и послали Первопрестольную… за океан. И даже не столько ее саму, а ее обитателей — мАсквичей. Да-да, именно через «а» пишет название своей премьерной постановки худрук «Модерна» и режиссер Юрий Грымов — «Масквичи».

Юрий Грымов реабилитировал москвичей

МАсквичи в Нью-Йорке — не беженцы, не политэмигранты или перепуганные спецоперацией на Украине представители российского бизнеса — с приставкой «шоу» или без. Обычные, непубличные, не обожаемые толпой или проклинаемые ею же, а представители обычного московского семейства — отцы и дети, внуки и деды. Дети? в 90-е там неплохо обосновавшиеся? и понаехавшие теперь к ним родители. Время и место действия — до 24 февраля 2022 года — сочинила русская сценаристка, ныне живущая в Бостоне, Екатерина Брезгунова (за плечами у нее участие в четырех отечественных сериалах), так что написанная ею комедия далеко не плод фантазии, понимала, о чем писала. Ее американскую явь и сны, приправленные изрядной долей ностальгии по Советскому Союзу, а также диковинными животными и растениями, воплотил на модерновской сцене Юрий Грымов, коренной москвич, кстати, что имело немаловажное значение при постановке спектакля о российской столице. Неофициальный, но всеми любимый гимн родному городу — «А я иду шагаю по Москве» — за два с лишним часа не прозвучит ни разу.

А на сцене — город Желтого дьявола, чей абрис стильно и ненавязчиво прорисован светом: макеты островерхих билдингов в уменьшенном масштабе выстроились на заднем плане. Очевидно, жизнь обитателей одной из квартир и разворачивается перед таким игрушечным городом.

Типичная американская семья: изящная и немного нервная жена — из русских, муж — улыбчивый чернокожий, выходец с Кубы, сын — бледнолицый (явно не от выходца). Она — коуч с бесконечными вебинарами на психоустойчивость, он — таксист, но с особыми растениями в холодильнике, сын Лео социопат с пристрастием к девичьей одежде. Еще есть сестра коуча с перспективной работой в местном госпитале. Короче, все у них хорошо, а то, что мальчик в юбке, так кого же теперь этим удивишь. Но привычный мир рушится, как только на пороге появляются гости из Москвы — мама с папой. МАсквичи дают жару и меняют американскую действительность. А мы, русские, по-другому не можем — я в хорошем смысле.

Пьеса, надо отдать должное автору, плотно насыщена действием, поэтому зал не скучает. Авторы спектакля сталкивают на сцене не только три поколения одной фамилии, но разные системы, менталитеты и даже быт, которые никогда не поймут друг друга, как инопланетяне землян. Все это создает цепь комических ситуаций — смех стоит в зале постоянно. Боевой дед (Александр Борисов) не признает, например, никаких рефлексий и втолковывает внуку правильные советские ценности, позитивность которых чем дальше Россия погружается в капитализм, тем очевиднее. Жарит вкусные шкварки с вонью на весь дом и трогательно невинен аки младенец перед лицом человеческих пороков и неадеквата современного мира.

Юрий Грымов реабилитировал москвичей

А их — полный набор «стремительно меняющегося мира»: харассмент, гендер, наркота, Леди Гага, доступная через соцсети, — это умом нормальному, а тем более советскому, человеку (хоть и бывшему) не понять. Из растений в горшках, которые его чернокожий зять выращивает в холодильнике, он, ничего дурного не подозревая, быстро нарубит салатик и… вместе с супругой Маргаритой (Марина Дианова) улетит… в глюках. Внук Левка (Антон Дубровский), то есть Лео, выросший в США, солидарен с русским дедом насчет социальной несправедливости в за океаном — новое поколение, похоже, накушалось прелестей капитализма. Столкновение двух систем в одной взятой семье, что само по себе неизбежно драматично, разыграно остроумно и при этом не отменяет реальной драмы.

Юрий Грымов, прежде не ставивший комедий, на удивление легко поработал с этим непростым жанром. Его «Масквичи» не просто «ха-ха», не просто поржать… Лирическая, философская нота возникает в неожиданных фантасмагоричных мизансценах, где вдруг исчезает грань между сном и реальностью. И вдруг по стенам небоскребов смешно прыгает меховой Кинг-Конг, а среди мАсквичей, прям как родное, ходит почти ручное животное юрского периода. Одна из яростно конфликтных сцен, которая, как и другие, лишена у Грымова фальшивого надрыва и агрессии, заканчивается двумя гимнами — американским («Боже, храни Америку»), советским («Союз нерушимый республик свободных») и еврейской народной «Хава Нагила», одновременно пропетыми тремя мужами разных поколений семейства. Вот где дети разных народов спелись.

Конечно, комедию надо уметь играть. Тут надо отдать должное актерам — сложился ансамбль. Первой скрипкой, конечно, выступает дед в исполнении Александра Борисова, перешедшего в «Модерн» из театра «На Покровке». Две работы — Марины Диановой (мама Маргарита из Москвы) и Валерии Королевой (ее старшая дочь американка Ася) — отмечены легкостью и внутренней пластичностью. А чернокожего производителя марихуаны играет настоящий афроамериканец Диллон Олойеде, который вообще то имеет диплом магистра юриспруденции, но три сезона трудится в труппе «Модерна» как приглашенный артист.

Не знаю, хотел того Юрий Грымов или нет, но москвичи, вопреки устоявшемуся негативному мнению о них провинциалов (потому как в Москве все богатые и зажрались) или украинцев даже в лучшие времена (кто не скачет, тот москаль), у него вышли очень симпатичными, не надменными и уж тем более не агрессивными, хотя жизнь, что и говорить, иногда вынуждает быть нетолерантными к приезжим. Собственно, москвичи такие и есть, но о них судят как раз по понаехавшим, которые, построив в Москве карьеру, сколотив состояние, получив от матушки Москвы все, публично через губу заявляют: «Я Москву не люблю».

Спасибо Юрию Грымову за патриотичную позицию и публичную реабилитацию мАсквичей.