Картины Шагала и Малевича решили вернуть в Россию на двух фурах

Несколько сотен российских экспонатов на двух фурах с прицепами покинули испанскую Малагу, где они показывались в филиале Русского музея. Картины Малевича, Кандинского, Шагала и других знаменитых художников едут на родину через Германию и Финляндию и на днях прибудут в Петербург. Опустевшее здание бывшей табачной фабрики, переоборудованное в музейное пространство, остается за Россией, хотя понятно, что показывать там русские выставки пока невозможно. Поэтому в единственном европейском филиале Русского музея временно будут демонстрировать произведения из местного Музея Пикассо и других арт-институций.

Картины Шагала и Малевича решили вернуть в Россию на двух фурах Конница. Малевич.

Филиал Русского музея в Малаге был открыт в 2015 году, с тех пор местные жители успели полюбить эту культурную точку, а последние выставки здесь пользовались особой популярностью. Теперь русское искусство в Малаге увидят нескоро по понятным геополитическим причинам. Когда спецоперация началась, некоторые местные депутаты выступили с инициативой отдать здание украинским художникам, однако эта инициатива не нашла поддержки большинства. Этого не случится и теперь. Городской совет во главе с мэром решил, что филиал Русского музея останется за Россией, а в ближайшее время там будут показывать выставки местных арт-институцией. Сейчас в здании филиала ГРМ готовится выставка работ Пабло Пикассо, который родился в Малаге. Однако испанский город готов вновь принимать русские выставки, как только будет такая возможность.

Тем временем произведения с четырех выставок, показывавшихся в Испании, — «Война и мир», «Авангарды в русском искусстве», «Маяковский — художник и поэт», а также проект к 200-летию Достоевского — уже на пути в Россию. О спецкоридоре для транспортировки ценного груза Минкультуры РФ и Русский музей договаривались с каждой страной, чью территорию необходимо пересечь. Чтобы все организовать, выставки продлили до середины мая: первоначально планировалось закрыть их 17 апреля, потом срок сдвигали трижды. Благодаря этой отсрочке удалось детально проработать маршрут движения и его безопасность.

Произведения везут на двух фурах, у каждой из них прицеп такого же размера, как грузовик. Внутри — самые «сливки» русского искусства: около 300 произведений Васнецова, Верещагина, Кустодиева, Кипренского, Малевича, Филонова, Кандинского, Шагала, Бурлюка, Гончаровой, Ларионова, Розановой, Машкова, Кончаловского и Петрова-Водкина, а также графика, иконы, книги, фотографии и другие экспонаты. Многие картины весьма внушительных размеров, поэтому их перевозят на специальных валах. Среди них и знаменитое полотно Казимира Малевича «Скачет красная конница» (91 × 140 см), которое показывалось на выставке «Война и мир». Это единственное полотно Малевича, которое не приговорили к забвению в советское время, когда власть объявила русский авангард формализмом и взяла курс на соцреализм.

Проект «Война и мир в русском искусстве» дольше остальных пробыл в Малаге — целый год (три другие открылись в конце октября). Русский музей подумывает о том, чтобы после возвращения показать его в России. Выставка действительно внушительная и масштабная, она раскрывает сложную тему с разных сторон глазами художников разных поколений. Большинство произведений из этого проекта впервые были показаны в Европе.