Лозница и Серебренников в Каннах ответили за всю российскую культуру

23 мая на 75-м Каннском кинофестивале состоится премьера фильма «Естественная история разрушения» Сергея Лозницы, недавно лишенного членства Украинской киноакадемии за высказывание об ошибочности тотального запрета российской культуры и бойкота российского кино, а также за призыв не впадать в безумие. Накануне премьеры ему вручили премию France Culture за вклад в киноискусство, и в ответ он произнес речь, вызвавшую бурю непримиримых суждений.

Лозница и Серебренников в Каннах ответили за всю российскую культуру Кадр из фильма «Естественная история разрушения». Фото: Пресс-служба кинофестиваля

Его новая картина основана на книге немецкого философа и писателя Винфрида Георга Зебальда и рассказывает о том, какие потери несет культура во время исторических потрясений. Сергей Лозница позиционирует себя украинским режиссером. В последние годы он живет в Берлине, где снимает фильмы на русском языке. А родился он в Белоруссии, жил в Киеве, учился и работал в России. В лояльности к современной России его сложно заподозрить. Тем не менее Украинская киноакадемия лишила его членства и потребовала от мирового сообщества не считать украинским кинематографистом после его высказываний об абсурдности бойкота какой-либо культуры. В ответ раздались призывы бойкотировать уже его фильмы.

Лозница и Серебренников в Каннах ответили за всю российскую культуру Сергей Лозница.

«Поразительно, что несколько лет назад те же фильмы «Донбасс», «Майдан», «Бабий Яр. Контекст» уже были запрещены», — сказал Лозница в своей ответной после вручения награды речи в Каннах. Он считает, что произошло это в России по приказу правоохранителей, а сегодня украинские «активисты» требуют отмены показа этих фильмов в демократическом Европейском союзе. «Приходится с прискорбием констатировать, что в некоторых вопросах их позиция совпадает с позицией российских силовиков», — сказал Лозница.

Речь его была долгой и подробной. В частности он сказал: «Язык — одна из важнейших и основополагающих категорий культуры. В языке и при помощи языка формируется и выражается миропонимание человека. Требование запрета культуры равносильно требованию запрета языка. Требование столь же безнравственное, сколь и безумное. Как можно запретить язык, на котором разговаривает 350 миллионов человек на земном шаре? Я обращаюсь сейчас к вам на моем родном языке, на котором я говорил в моем родном городе Киеве с детства. На этом языке говорит большая часть беженцев из восточных областей Украины». Лозница призвал людей культуры «сделать усилие, чтобы противостоять варварству в любых его проявлениях», сохранять здравый смысл и защищать культуру. Он привел единственный пример за всю 75-летнюю историю Каннского фестиваля, когда его руководство получило письмо от советских киночиновников с требованием убрать из программы фильм «Андрей Рублев» Андрея Тарковского в 1969 году. «В этом году такая же история произошла с моим фильмом «Естественная история разрушения» производства Германии, Литвы и Нидерландов».

Не утихают споры и вокруг «Жены Чайковского» Кирилла Серебренникова. Сам он приезжал на фестиваль с кратким визитом из Амстердама, где ставит оперу Вебера «Вольный стрелок», премьера которой намечена на начало лета. Никаких протестных акций в день его каннской премьеры не случилось, хотя опасения были. Зато полуобнаженная украинская активистка, тело которой было разрисовано в цвета национального флага, выбежала на красную дорожку 20 мая перед показом австралийско-американского фильма «Три тысячи лет ожидания» Джорджа Миллера, пока перед камерами позировала Тильда Суинтон и другие актеры.

Маловероятно, что «Жену Чайковского» покажут в России, но теперь над ней нависла еще и угроза мировой блокады после высказываний Кирилла Серебренникова на пресс-конференции. Он попросил поддержки российского олигарха, попавшего под санкции и поддерживающего прогрессивное кино в России. Мало того, что многие так и не смирились с участием российской картины в фестивале после обращений о глобальной отмене русской культуры, а тут еще сам Серебренников подлил масла в огонь, сказав, что жертвами стали семьи, потерявшие сыновей на территории Украины.

В Каннах показали документальный фильм «Мариуполис-2» погибшего в апреле в Мариуполе литовского режиссера Мантаса Кведаравичюса. Он учился в Оксфорде и Кембридже, в последние годы жил в Афинах и изучал тему насилия. Его первая картина с тем же названием участвовала в 2016 году в Берлинале. После гибели режиссера фильм завершила его невеста Анна Билоброва вместе с Дуней Сичовой. Первая картина рассказывала о жизни обычных людей в условиях обострения отношений между Россией и Украиной. В 2022 году Кведаравичюс вновь приехал в Мариуполь и снял разрушенный город с опустевшим зоопарком, укрывающимися в церкви людьми, которые «довольствуются тем, что у них есть», снял о сердцебиении жизни, как он сам сказал.