Маргулис, Кортнев, Агутин и другие музыканты по-своему перепели Чижа

На 61-й день рождения в начале февраля рок-музыкант Сергей Чиграков получил уникальную виниловую пластинку «Сергей Чиж Чиграков vol. 2» с каверами на его собственные песни. Она была издана в единственном экземпляре для него лично, в цифровом варианте диск доступен для прослушивания на открытых музыкальных площадках в Интернете. Сергей был удивлен, так как уже и забыл, что когда-то дал разрешение на перезапись своих песен другими артистами. К тому же в прошлом году уже вышел диск с каверами, продолжения он не ждал. Однако вторая часть получилась совершенно непохожей на первую.

Маргулис, Кортнев, Агутин и другие музыканты по-своему перепели Чижа

В первой пластинке из рок-н-ролльных мэтров принимал участие Евгений Маргулис, во второй — Алексей Кортнев. Hoochie Coochie man из всего творчества Сергея Чигракова, кажется, максимально точно подходит имиджу бесшабашного, но эстетствующего ценителя огненных жидкостей Алексея Кортнева. Забавно было бы услышать исполненную им же в том же духе песню «Любитель жидкости», однако она хоть и такая же бодрая, но далеко не такая жизнеутверждающая. Сергей Чиграков, знакомый, конечно же, с творчеством группы «Несчастный случай», не был удивлен их прочтением его песни, но очень высоко оценил обновленный трек. Да и сам Алексей Кортнев говорил в интервью «ЗД» в октябре, что ничего нового в своей музыке он делать не собирается, сплошной камерный джаз — или каверный?

Женское прочтение

Неожиданно для Сергея Чижа прозвучала его песня «Пароль» из альбома «Нечего терять». В исполнении Анны Волковой, известной как джаз-соул исполнительница Cinematic Lady. В ее интерпретации песня льется нежной игривой босановой, как будто с самого начала должна была быть спетой в этом ритме. У «Чижа» она звучит как вызов, брошенный в лицо приличному окружению из уст вечного хиппи: «Я занимаюсь любовью, а не войной!» Анна Волкова поделилась своей историей трансформации рок-н-ролльной песни Сергея Чигракова в нечто салонное и даже кулуарное.

— Я с восторгом приняла предложение лейбла поработать с этой песней. Несмотря на то что я была знакома с творчеством Сергея Чигракова, именно эта песня почему-то прошла мимо меня ранее. Сотрудница лейбла, Камилла Низамова, сама танцующая латину, как-то внутренне услышала, что можно соединить заглавную фразу «я занимаюсь любовью, а не войной» с моим низким вокалом и ритмами ча-ча-ча. Однако воплотить это в жизнь оказалось достаточно сложной задачей. Мне было крайне важно сделать это эстетично. Тем более что текст довольно пикантный, в нем присутствует слово «моча». Это стало почти вызовом для меня — спеть текст таким образом, чтобы все прозвучало и впоследствии в клипе выглядело не просто прилично, а именно эстетично. Мне захотелось создать аллюзию на культовый сериал Sex And The City. Кроме того, в этой песне я сразу увидела черно-белое кино, эдакий эстетский детектив. Мы начали работать над аранжировкой, но поначалу выходило что-то похожее на песню Елены Ваенги «Снова стою одна». Ничего против Елены не имею, но это категорически не мой стиль. Мы решили уйти в именно джазовую формулировку, а никак не ресторанный шаблон. Занялись детальной проработкой аранжировки: рояль кубинского музыканта Фернандо Санчеса стал вкусной «базой», а флейта Александра Бруни придала звучанию легкости.

— Какую роль эта песня уже сыграла в вашей жизни?

— Я считаю ее судьбоносной для меня, потому что более точной фразы для себя самой я бы не придумала. «Я занимаюсь любовью, а не войной» — это слоган для любого артиста, он не должен быть втянут в политические истории. Для артиста единственно верно нести людям радость, любовь и положительные вибрации. Но на самом деле — это неблагодарное дело — гадать, что же имел в виду автор. Поэтому мне было принципиально именно мое, личное прочтение, сказать все это от женского лица. Получилось достаточно дерзко, но очень по-женски, по-кошачьи, на спокойной волне. Хотелось, чтобы песня звучала легко, «конфетно», хотя я искренне считаю, что смысл в тексте откровенно глубокий. Мы исполняем эту песню в концертах, и люди зачастую воспринимают ее как наше авторское творение. Несмотря на то что я объявляю, кто автор песни. Я считаю, это редчайший случай, когда кавер обретает свою самостоятельную форму.

Непростые движения

В этом диске собрались все танцы, написанные Чижом, и полонез, и менуэт, и вальс в их непростом исполнении. «Динамовский вальс» из альбома «Эрогенная зона», спетый в оригинале в шутливом ироничном тоне, перевоплотился в устах исполнителя Фолайф в жесткую отповедь влюбленного неудачника в духе «Я не унижусь пред тобою». Действительно, в тексте Сергея Чигракова есть схожие с лермонтовскими сентенции с перечислением всех душевных, физических и материальных затрат на эту неудавшуюся любовь в пустоту и обозначением свободы — главной ценностью. Но горечь разочарования у Чижа скрыта за карикатурной формой вальса, в кавер-версии же вся боль поднята на поверхность и выбрасывается извержением вулкана в стальном речитативе бедной женщине в лицо. По экспрессивной подаче он, безусловно, выделается на общем фоне.

«Полонез» в исполнении Zero People звучит одновременно академично и минималистично, этот трек Сергей также особенно отметил, такого исполнения он не ожидал. А вот «Менуэт», перепетый Павлом Пиковским, стал продолжением уже существующего творческого приятельства между музыкантами, в прошлом году у них вышел совместный альбом. Павел известен в кругах любителей теплой, «ламповой», как сейчас говорят, гитарной музыки. Ценители авторской песни знают его по Грушинскому фестивалю, лауреатом которого он был.

— Я довольно грустный автор, и мне всегда не хватало легких воздушных песен с бытовым сюжетом и легкой музыкальной мелодической канвой, — поделился с нами размышлениями Павел Пиковский. — «Менуэт» — как раз та самая песня, которая на первый взгляд может показаться самой простой историей, маленьким отрывком из человеческой жизни. На самом деле это и есть сама жизнь. Потому что в этих мелочах самое главное и заключено. Я пою ее уже около 10 лет, поэтому у меня не было никаких сомнений, какую песню взять для этого альбома. Другой вопрос — нужно было понять, как ее преподнести, потому что пел я ее на акустических концертах, а нужно было сделать бэндом. И, посовещавшись с командой, мы решили сделать легкий джаз. На гитаре сыграл Миша Русин, на губной гармонике — Борис Плотников. И получился легкий приджазованный шлягер, который мы записывали около полутора лет. Не потому, что все время сидели и писали, а потому, что мне нужно посмотреть на песню со стороны, прежде чем она реализуется. Делали мы ее долго. В итоге она попала только во вторую часть, чему я очень рад. Относительно Сергея я считаю, что он — главный хитмейкер нашей рок-н-ролльной сцены, и это один из тех немногих авторов, у которых вообще нет проходных песен — наравне с Виктором Цоем, с Земфирой. Чиж занимает совершенно отдельную нишу, в которой происходит смешение российской и западной культуры: блюза, ритм-н-блюза, рок-н-ролла, кантри и залихватской русской народной песни, романса. Где еще могут встретиться аккордеон и блюзовая гитара? Считаю, что он большой автор, великий музыкант, и человек он чудесный.

Видимо, с Павлом согласны многие музыканты, потому что сразу после выхода второй части появились новые желающие спеть песни Сергея Чигракова. По словам продюсера Павла Жилова, уже готовится к выходу третья часть каверов на Чижа. Известно, что с песней «Еду я» в ней выступит Леонид Агутин. Возможно, в третьей части можно будет услышать группы Uma2Rman и «Ромарио».