Марину Цветаеву оценили как хип-хопера своего времени

Инди-группа Odnono выпустила новый альбом, в котором удивительно четко отпечатались проживания художником объемных событий нашего времени. «Цветы незримого мира» — так называется пластинка, но «цветы» оказались немногочисленными, всего семь новых композиций, зато по-честному, без проходных песен для объема, за что отдельное спасибо. Одна из композиций альбома «Ду-ша» приурочена к 130-летнему юбилею Марины Цветаевой, творчество которой во многом вдохновляет автора и фронтмена Odnono Алексея Мышкина. Музыкант рассказал о работе над альбомом в интервью для «ЗД».

Марину Цветаеву оценили как хип-хопера своего времени Фото: Дарья Копылова

— Почему именно стихи Марины Цветаевой?

— У меня есть проект «Упанишады русской поэзии», в котором я сравниваю и соединяю русских классиков с древнейшими стихами на санскрите. Тексты Цветаевой часто звучат в этом проекте, у меня с ней тесная связь, ее стихи очень близки мне. Она ритмичная, она звукописью занималась, она — лучший хип-хопер тех времен… Сижу однажды и как раз просматриваю ее тексты на духовные темы, и мне наш гитарист Наиль (Наиль Курамшин. — Прим. ред.) присылает музыку, на которую я хотел трек писать. Включаю трек и вижу, как на нее естественным образом ложатся эти стихи Цветаевой. И в тот же момент внутри себя я услышал эту песню целиком в готовом виде, даже услышал эту мантру, которую пел в моей голове знаменитый индийский певец Битту Маллик (который в итоге ее и спел). Там звучит «шанти»-мантра, этот древний текст из Ригведы (стиху более 7 тысяч лет) говорит о спокойствии. Причем Битту пропевает это «шанти», спокойствие, которое совсем не спокойно. Получился такой агрессивный призыв к спокойствию всех существ на этой планете. Сейчас везде конфликты, и мы хотели высказаться на эту тему.

— Самая, наверное, пронзительная песня в альбоме — «Мама». Ты ее написал после того, как твоей мамы не стало в прошлом году. И хотя музыка залита светом, слушать без слез ее сложно…

— Часто те, кто слышит эту песню, отзываются похожим образом. Весь альбом получился реально очень оголенным в плане раскрытия моих личных переживаний. Мы вчера снимали клип на песню «Мама», простой клип, ничего особенного, я в студии решил сесть и рассказать эту историю. И ты не представляешь, как мне сложно было. Читать эту песню — всегда боль. Такой альбом получился, песни которого сложно исполнять, потому что много воспоминаний, эмоций, слишком много личного. Эта песня из меня вышла естественно, и я посчитал, что, если мама, даже не присутствуя здесь, сможет как-то затронуть сердца людей, это будет очень хорошо. У нее было большое сердце, она была любящим человеком.

— Это ваш восьмой полноформатный альбом, и в нем 8 треков. Специально так собиралось?

— Я продумывал его звучание, оно похоже на синти-поп, такая аналоговая электроника, я хотел именно этот синти-звук. Это был изначальный концепт. Давно хотел услышать в нашей музыке такие басы глубокие, эти биты модные. В этом очень помог наш барабанщик Данила, он стал одним из главных продюсеров альбома. Я вообще люблю концепты, не люблю альбомы, рождающиеся просто из солянки треков, написанных в определенный период. Например, наш прошлый альбом «Наедине» был похож на творчество группы The Cinematic Orchestra. Тогда я ими заслушивался, ездил на велосипеде по своей деревне, слушал их и очень хотел, чтобы мы звучали как они. И вот там две песни сделаны прям под них, с оркестром, скрипками, барабанами похожими.

— Вы попали со своим анимационным клипом в программу прошедшего Московского кинофестиваля? Цепь случайностей?

— Мы отправляли клип «Неуязвимые» на разные музыкальные и анимационные каналы. И вот одной девушке, редактору канала, он очень понравился, но в формат канала не укладывался, и она сказала, что не может пройти мимо, потому что это реально очень серьезная работа. Оказалось, что она занимается отбором на ММКФ. Так мы и вошли в программу, внеконкурсную пока, но все же. Оказалось, что анимация как жанр, как явление впервые участвует в этом году в программе фестиваля. И мы туда сразу попали! Это невероятно. Клип выполнен в довольно нетрадиционной анимационной манере совмещения с реальными съемками. Российские аниматоры делали подобное еще в начале XX века, но это было забыто и заново открыто на Западе в самом конце того же века и выдано за сенсацию, как водится. Сейчас аниматоры пошли еще дальше. Клип не отрисовывался по кадрам, как обычно, его оживляла нейросеть под руководством режиссера Павла Егорова. А наша группа в работе над этим клипом шагнула в смежную отрасль поп-культуры, что случается регулярно, но редко высоко оценивается профессионалами из параллельной творческой среды. С Odnono как раз случился тот самый редкий случай, когда и простым зрителям понравилось, и профессионалы оценили.

* * *

По содержанию альбом «Цветы незримого мира» действительно последовательно и довольно концептуально переливается из одной темы в другую: от смерти до свободы, и завершается выходом к бессмертию с текстом «Ду-ша» Марины Цветаевой. Но есть и скрытые и неочевидные центры, вокруг которых закручивается пластинка, например, строчка из трека «Ревоэволюция»: «Вот он я — без спецэффектов и фильтров».