На фестивале в Москве показали фильм о Сахарове и атомной бомбе

В программе проходившего в Москве Фестиваля актуального научного кино ФАНК, который теперь переместится в другие города, помимо фильмов об экологии, антропологии, психологии, технических и гуманитарных исследованиях, представили альманах «16 способов изменить мир». Он создан молодыми кинематографистами и учеными-ровесниками. Первые мало что знали про науку. Можно сказать, находились в счастливом неведении. Для вторых кино было диковиной. Результатом все остались довольны.    

На фестивале в Москве показали фильм о Сахарове и атомной бомбе Кадр из альманаха «16 способов изменить мир». Фото: пресс-служба фестиваля.

Худрук проекта Юлия Киселева – режиссёр и продюсер научно-популярного кино, лауреат премии «Лавр» и «ТЭФИ-регион», дважды номинант Европейской академии научного кино, обладатель призов российских и международных кинофестивалей. В программе ФАНКа она представляла фильм «Чип внутри меня» и альманах «16 способов изменить мир», где ей довелось поработать преимущественно с девичьей командой. Количество женщин-режиссеров раз в пять превышало число мужчин. Альманах создавался на базе Сколковского института науки и технологий. 

Как было заявлено, 16 режиссеров (на поверку их оказалось чуть больше, кто-то снимал не один, объединившись с коллегами), и 16 ученых совместными усилиями произвели на свет 16 пятиминутных фильмов о российских научных достижениях. Касаются они самых разных сфер и не каких-то далеких, а вполне житейских. Например, очищения атмосферы от избытка углекислого газа, борьбы с   пластиковым загрязнением, повседневного выгорания в потоке жизни, возможности счастья в тяжелые времена, знакомства со своим высшим "Я". Далеко не все получилось. Есть совсем скромные опусы, по-детски наивные. Все-таки герои заслуживали большего.   

О том, как вернуть науке чувственность и страсть, задумывался еще Сергей Эйзенштейн. Его идеи стали путеводными для организаторов фестиваля, начинавшегося когда-то в Тобольске, теперь переместившегося в Москву, чтобы потом разойтись по стране. В программе представили не только фильмы последних лет, но и советскую классику: «Девять дней одного года» Михаила Ромма 1961 года. Его герои – молодые ядерщики, одержимые наукой ученые. Последователей у классика оказалось мало. Современное игровое кино ориентировано на других героев. Только в документалистике остался интерес к науке.  

«Андрей Сахаров. По ту сторону окна» Дмитрия Завигельского создан при участии режиссера анимационного кино Дмитрия Геллера. Отличие водородной бомбы от атомной наглядно и высокохудожественно представлено при помощи анимации. В создании картины участвовал физик и правозащитник Борис Альтшуллер, хорошо знавший академика Сахарова, за многое ему благодарный.  После показа все трое остались для разговора  с немногочисленной публикой. Было даже неловко перед ними, хотя совсем молодая аудитория серьезно и организованно подготовилась к встрече.  

В фильм вошли кадры пребывания Сахарова в горьковской ссылке, где за ним велась постоянная слежка. Теперь в квартире, где он жил, создан прекрасный музей, и сохранившаяся скудная обстановка жилища выдающегося человека производит сильное впечатление. Есть и редкие кадры в больнице, где Сахаров объявил голодовку, а наблюдающий тогда за необычным пациентом врач несет фантастическую ложь. Дмитрий Завигельский использовал рассекреченные документы из архивов КГБ СССР, рисунки Сахарова в письмах близким, тетрадях, испещренных формулами. Эпопея, связанная с возлюбленной сына Елены Боннэр, история их воссоединения вопреки запретам властей, издевательствам и теперь кажется невероятной. Как мог такой тщедушный, физически слабый человек добиться того, что не под силу титану!