На московской выставке показали художников, на которых повлиял искусствовед Пацюков

 Память — все, что нам остается после смерти человека. Ее нужно удобрять и окучивать, как клумбу цветов, и тогда человек, ушедший в мир иной, продолжит жить в этом. В этом смысле очень важна камерная, но объемная по содержанию выставка, посвященная памяти искусствоведа и куратора Виталия Пацюкова, с поэтическим названием «360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы». Здесь можно осознать масштаб его влияния на современное искусство России. Без Пацюкова, который скончался в октябре 2021-го, арт-история была бы совсем другой. И, возможно, многие проекты и авторы не вошли бы в «золотой фонд» русской культуры рубежа ХХ и ХХI веков.

На московской выставке показали художников, на которых повлиял искусствовед Пацюков

   На выставке в Подземном музее парка «Зарядье» всего три витрины с реальными, точнее сказать, физическими картинами и объектами. За стеклом здесь, например, серия забавных рисунков Леонида Тишкова «Диалог с великими», которые посвящены Сезанну, Малевичу, Кандинскому, Дюшану, Кафке, Флоренскому, Пикассо, Кейджу, Бойсу. А на сенсорном экране неподалеку можно найти тексты Тишкова и Пацюкова, разъясняющие глубинный смысл иронических историй. Все они основаны на реальных событиях из жизни великих. Вот, например, Казимир Малевич нарисован среди своих героинь с картины «Девушки в поле»: крестьянки с безликими головами-овалами наказывают своего создателя за то, что он изобразил их такими. В судьбе основателя супрематизма и правда случилось так, что принципиально новый взгляд на искусство сначала возвысил его чуть ли не до ранга небожителя, а позже это же видение подверглось суровой критике. Споры о художнике не утихают и сейчас. «Казимир Малевич — фигура парадоксальная и одновременно великая в своем парадоксе… Сегодня мы можем размышлять о «Черном квадрате» в связи с открытием реликтовых частиц, первых элементов начал нашей Вселенной — в феноменальности теории Большого взрыва. Многие физики уверены, что сейчас мы живем в «конденсированной» или в «замороженной» фазе Вселенной, которая принципиально отличается от более ранних эпох», — пишет Пацюков, давая свой оригинальный ответ о значении супрематиста. На тач-падах можно найти десятки высказываний искусствоведа о художниках разных эпох. Здесь же показана плеяда современных авторов, на которых он оказал влияние. А это почти все значимые мастера нашего поколения и не только — есть и довольно молодые художники, которых Виталий поддерживал словом и делом. 

На московской выставке показали художников, на которых повлиял искусствовед Пацюков

  Обо всем этом свидетельствуют работы таких мэтров, как Илья Кабаков, Эрик Булатов, Дмитрий Пригов, Владимир Немухин, Виктор Пивоваров,  Эдуард Штейнберг, которые можно найти в еще одной витрине. Это те самые легендарные шестидесятники, с которыми дружил и работал Пацюков, когда после института с головой окунулся в неофициальное искусство (окончил он, кстати, Московский авиационный институт и Московский технологический институт легкой промышленности по специальности «художественное проектирование» в 1964 году). Многие из этих работ созданы специально для Виталия. Такова, например, работа Булатова, где в центре белого хоста только одно слово: «Пацюков». 

На московской выставке показали художников, на которых повлиял искусствовед Пацюков

  Помимо витрин с картинами мэтров на выставке есть три больших экрана, где показываются видеоарт или документация знаковых арт-событий, в которых не последнюю роль сыграл Пацюков. Среди них — проект Вадима Захарова «Черные птицы», который представлял Россию на 55-й Венецианской биеннале в 2013 году. Есть одна ранняя видеоработа Леонида Тишкова «Снежный ангел» — 1998 года. Или проект 2011 года композитора Владимира Мартынова и художника Владимира Смоляра: первый написал фантазию по мотивам Баха, второй создал визуализацию мелодии, которая будто бы приснилась немецкому классику. Все видео, очень разные по темам, сюжетам и форме, сложены в единый ритм — это еще одно посвящение их вдохновителю, раскрывающее идею проекта.

На московской выставке показали художников, на которых повлиял искусствовед Пацюков

    Сотни художников оказались в ореоле влияния Виталия Пацюкова. Задачей этой выставки было показать масштаб его фигуры, цельность его личности и кураторского взгляда, разнообразие интересов и связей. И это удалось.  Не случайно на входе висит большой экран с портретом искусствоведа, подписанный так: «Виталий Пацюков — интегральный человек». Он и правда был интегралом современного искусства, был способен видеть всю его неоднородность и неравномерность, находить настоящие жемчужины в потоке совриска, открывать новые имена и задавать курс. Пацюков мог бы сделать больше: во многом при жизни он был недооценен, теперь пришло время осознать всю его интегральность. 

На московской выставке показали художников, на которых повлиял искусствовед Пацюков