На сборе труппы в театре «Современник» не вспомнили Волчек

В день рождения основателя «Современника» Олега Ефремова театр открыл свой 67-й сезон. Расписание известное по многолетней традиции — утром Новодевичье кладбище, цветы на могиле основателя, а с 2020 года и на могиле его преемницы — Галины Волчек. Потом — Чистые пруды, театр. Порядок заведённый, но нюансы очевидны. С подробностями из «Современника» обозреватель «МК».

На сборе труппы в театре "Современник" не вспомнили Волчек

В фойе развёрнута выставка в честь Олега Ефремова — ему сегодня 95. Название концептуальное — «ОН 95». То есть Олег Николаевич. На серо-черные цилиндрических конструкциях, в несколько рядов установленных в фойе — старые, милые сердца многих артистов фотографии. С них смотрит молодой Олег, с худой шеей в окружении молодых артистов — в жизни, на сцене, в репетициях. Они смотрят на него как на Бога. Он — лидер и знает куда вести этот юный театральный организм, который спустя 65 лет переживает сложные времена. Но все по порядку.

Зал постепенно и не торопливо заполняют актеры, разные по возрасту. На  первых рядах  —  отдельные представители старой  гвардии и артистов среднего поколения  — Иван Стебунов, Александр Хованский, Сергей Гирин, Алена Бабенко, Владислав Ветров, Елена Миллиоти, Лия Ахеджакова, Людмила Крылова. Марины Нееловой нет. 

— Я не поехала на кладбище, — говорит мне Светлана Коркошко. — Боялась, что как увижу своих, меня накроет в этом «вишневом саду».

Молодняк, которых целым курсом привёл в театр теперь уже экс-худрук Рыжаков рассеялся  по дальним рядам, но их рассадка — не вместе, не плечом к плечу, как это можно было  наблюдать еще до пандемии  среди молодых современниковцев,  говорит о многом. 

А между тем новый директор театра — Юрий Кравец начинает четко, как человек дела:

— Друзья, 13:00. Начнём. Поздравил всех с днём рождения Олега Николаевича и   процитировал его высказывание про театр, «как уникальное содружество людей», где  несколько десятков сердец бьются  в унисон. 

— Вот такую прививку получил театр, и мы все от Олега Николаевича, — резюмирует он и переходит к объявлению планов. Звучат фамилии режиссеров, с которыми летом прошли переговоры и которые подтвердили свой приход на Чистые пруды. Это Марат Гацалов (Август. Графство Осейдж»), Елена Оленина («Филумена Мартурано»), Павел  Сафонов («Дом, где разбиваются сердца»), Даниил Чащин. Реакция труппы на фамилию постановщика или название произведения разная. Откровенно радостную реакцию вызвает  фамилия Гарика Сукачёва, который начнёт  ставить «Убить Боборыкина» по роману Анны Николаенко, отмеченного Букеровской премией. Кстати, Гарик пришёл на открытие сезона. 

Оживление и смех вызвало название «Из жизни ископаемых» после слов директора о том, что в этой постановке будет заняты все артисты старшего поколения. «Мы ископаемые, надо же», — слышно со всех сторон. Откапывать динозавров театра намерен  опять же молодой, но даровитый  режиссёр Алексей Золотовицкий. 

Ну и ещё «Современник» предпримет ещё одну попытку сделать детский спектакль, точнее  для всей семьи. Последняя — «Золушка» не продержалась в репертуаре больше одного сезона. На этот раз для семейного просмотра  выбрана беспроигрышная сказала Андерсена «Огниво». Уже, по словам директора,  приняли макет и молодой режиссёр Артем Кузин приступит к  репетициям. 

Среди постановщиков заявлен и Владимир Панков со спектаклем по произведениям Максима  Горького.  И Александр Назаров с  «Чудом святого Антония». А также Кирилл  Вытыптов, но что он будет ставить пока не ясно. 

— Наш приоритет, чтобы труппа максимально была задействована, — обобщил директор Кравец и во вторую очередь огласил списком спецпроекты, касающиеся выставок, кино, режиссёрских лабораторий. Несколько удивило, и даже резануло, что на сборе труппы ни разу не вспомнили  Галину Волчек, которая после Олега Ефремова почти 40 лет держала «Современник» в лучших театрах Москвы и страны. Может потому что у неё пока нет даты? — подумала я, но все равно странно. После неё жизнь «Современника» , теперь это очевидно, разладилась. Но, может,  сейчас появится надежда на подъем. Отчего ж не вспомнить? Но именно ее спектаклем «Три товарища» открыли 67-й сезон. 

После того, как собравшиеся поздравили Владислава Ветрова с присуждением ему звания «народного», глава Художественного совета театра ответил мне на вопросы, которых почему то не коснулся в своей речи директор.

— Владислав, что с памятником основателям «Современника», который планировали установить  на Чистых прудах ещё при прежнем руководстве? 

— Вопрос с памятником пока остаётся открытым. Я его не видел, скажу честно. Вопрос  как это сделано: по уму, без экзотического художественного взгляда или …?  Пока не осуждаю, но мне надо посмотреть. Но само альтернативное  решение или разговоры о том, что он может быть  установлен  в Музеоне, говорит о многом. Жалко конечно, потому что желание отдать дань памяти было благое. 

— Этот сезон рулить будет Худсовет?

— Худсовет назначен, а не сформирован. Самое простое что можно было в этой ситуации — отказаться, но этот театр дал мне так много, так поменял мою судьбу, что в момент всеобщего замешательства я счёл нужным помочь ему безвозмездно и бескорыстно. 

— Объявленную на сборе труппы программу Худсовет формировал?

— Да, два с половиной месяца ушло на встречу с режиссёрами, на переговоры.

— Допускаете ли вы мысль, что в Дом на Чистых прудах придёт худрук? 

— Да ради Бога. Но сидеть и ждать прихода Миссии, который придёт и все распределит по своим местам, я ждать не буду. Зачем мне жизнь впустую? Надо сделать максимум усилий, чтобы помочь. Тем более, что Худсовет — это орган совещательный, и все его решения носят рекомендательный характер. 

— Ты востребован в кино, в сериалах. Откажешься от съемок?

— Нет конечно. Но это не значит, что я буду сидеть в каком то кабинете.

— А есть уже кабинет?

— Нет, конечно. Все на добровольных началах.