Придворная интрига: почему в Русском музее никак не сменится директор

Причудливо тасуется музейное руководство. 23 марта статс-секретарь Минкульта Алла Манилова представила коллективу Пушкинского музея его нового директора – Елизавету Лихачеву. Марина Лошак, руководившая ГМИИ 10 лет, не просто присутствовала, а улыбалась, отдавая свое царство-государство в руки, которые выбрала сама. Лошак удалось уйти красиво (в отличие от Зельфиры Трегуловой), от чего ж не порадоваться. Тем временем, совсем другое настроение в Петербурге, где арт-сообщество ждет Аллу Манилову, которая должна возглавить Русский музей. Как выяснил «МК», «пиковая дама» появится не раньше июня.

Придворная интрига: почему в Русском музее никак не сменится директор

Сколько перестановок в музейном мире – глаза разбегаются. И все они разные – по характеру и обстоятельствам. Наверное, о том, как уходит и приходит каждый новый директор важной институции можно делать какие-то выводы, как он поведет свой корабль.

Вот Елена Проничева была назначена в Третьяковку в феврале, и уже месяц молчит. Назначение этой довольно темной для музейного сообщества «лошадки» громко обсуждается, сама же героиня предпочитает пока не высовываться. Оно и понятно – предшественницу Зельфиру Трегулову «ушли», она узнала об этом буквально из новостей. Вместо слов Проничева планирует предъявить дело – выставки, которые, правда, придуманы еще при прежнем директоре. Как они будут реализованы при новом? Очень важный вопрос. Ждем апреля – чтобы оценить первую пробу пера самого неожиданного назначенца. На встрече с коллективном она обещала «копья не ломать».

В Пушкинском музее смена власти произошла совсем по другому сценарию – мягкому. У Марины Лошак заканчивался контракт, и, понимая, что ее вряд ли оставят, она решила уйти и выбрать преемника. Выбор пал на Елизавету Лихачеву, которая показала продуктивный результат работы в Музее архитектуры. Лихачева в отличие от Проничевой таиться не стала. Сразу после назначения дала несколько интервью, развеяв разные слухи вокруг своей биографии. Лихачева – из поколения 90-х, искусствоведческое образование получила в 36 лет, зато подошла к предмету фундаментально (о чем свидетельствует красный диплом МГУ). «Писала в журнал «Бумеранг», играла в рок-группе, ребенка родила, пошла учиться на юриста. У меня первая запись в трудовой книжке – уборщица. Работала продавцом, менеджером… В федеральную миграционную службу попала случайно: когда осталась без работы, мама попросила за меня, и ее друг предложил должность в ФМС. Последние 17 лет работаю в Музее архитектуры», – рассказывает новый директор ГМИИ о себе. Просто, без пафоса и занудства. И четко очерчивает свою позицию: «Музей – это единый организм. Здесь нет неважных людей». 

В то же самое время, когда в Пушкинском представляли коллективу Елизавету Лихачеву, стало известно, кто займет место Проничевой в Политехническом музее, которым она руководила прежде. Это Дмитрий Кожанов – экс-помощник президента Курчатовского института,  бывший сотрудник различных производственных предприятий – человек совсем не из музейной среды, а хозяйственник. Политеху, уже 10 лет закрытому на реконструкцию, цена которой выросла за это время в 2,5 раза (до 18 млрд. руб.), сейчас нужно чудо, чтобы вылезти из затянувшегося ремонта. Музейное сообщество всегда скептически относится к назначениям на крупные должности людей из другого мира, но, быть может, в этом случае спасти ситуацию может только как раз такой человек. Судить будут по результату. 

Если в Москве тектонические перестановки уже свершились, то в Петербурге только надвигаются. Здесь музейный мир застыл в ожидании. В первую очередь ждут приезда Аллы Маниловой, которая до сих пор никак не прокомментировала свое назначение директором Русского музея. Владимир Гусев уже почти освободил директорский кабинет, который занимал с 1988 году. Он останется президентом ГРМ, но переедет с насиженного места, так уж заведено – директорский кабинет здесь, как и в Пушкинском, исторический и сакральный. Сотрудники со вздохом теперь вспоминают, что Гусев – чуть ли единственный руководитель музея, выбранный коллективом по голосованию. Теперь такое и не приснится. Говорят, Алла Манилова хорошо постаралась, чтобы добиться для себя директорское кресла в Русском. Почему же не торопится его занять? 

«Мы ждали еще в начале марта, но Манилова пока не появлялась, говорят, у нее контракт с Минкультуры до июня. Но это больше разговоры, точно ничего не знаем. Приводим дела в порядок», – рассказала «МК» директор Мраморного дворца Марина Похвалинская.