Режиссер Долин обвинил Меньшикова в воровстве чужого спектакля

Уже в начале февраля в театре им. Ермоловой должна состояться премьера — первая в новом году. Но еще не явленная публике, постановка «Двенадцатая ночь» по комедии Шекспира, оказалась в центре скандала. Художественный руководитель Ермоловского Олег Меньшиков отстранил от работы режиссёра Олега Долина. Тот в ответ написал Открытое письмо тезке, готовит обращение в суд. В произошедшем разбирался обозреватель «МК». 

Режиссер Долин обвинил Меньшикова в воровстве чужого спектакля Актриса Татьяна Циренина и актер и режиссер Олег Долин.

Следует пояснить, что подобные ситуации, когда худрук театра высказывает недовольство готовящимся спектаклем или даже закрывает его за пару дней до премьеры — не нова для театра. Худрук считает себя вправе это сделать, поскольку именно он несёт ответственность за тот «продукт», который выпускает его «фирма». Помнится, как  в МХТ  им. Чехова Олег Павлович Табаков чуть ли не день в день закрыл пару спектаклей, один из которых был, между прочим,  с участием его супруги. Но это не значит, что худрук всегда прав и в каждой ситуации надо разбираться отдельно. Случай в Ермоловском театре с Олегом Долиным и его «Двенадцатой ночью» как раз из этой категории. 

Так что давайте все по порядку. Долин, режиссёр с именем (в престижных театрах Москвы идут его спектакли, он преподаёт в ГИТИСе, работает с деньги в школе Казарновского) начинает репетировать у Меньшикова комедию Шекспира. Премьера назначена на конец ноября. Однако по ходу репетиций в один из дней Меньшиков  говорит  приглашенному режиссеру, что его что-то не устраивает — сначала в оформлении. Ситуация — штатная: творческий процесс идёт, что-то по ходу дела меняется, корректируется, переделывается и даже артист может быть заменён. Тут и обсуждать нечего — нет правых или виноватых — все работают и делают своё дело. 

И Долин начинает что-то менять, но в один прекрасный день Меньшиков вдруг сообщает постановщику, что придёт на репетицию и объявит, что спектакль закрывает. Можно представить, что испытал режиссёр, у которого прошли три прогона и по актерам спектакль готов. А через какое то время он вообще получает от худрука смс-сообщение, что он  отстраняет его от работы, и теперь команда Меньшикова сама  будет выпускать спектакль. 

Мы дозвонились Олегу Долину, и «МК» стал единственный газетой кому он ответил на вопросы. 

— Олег, насколько все было так катастрофично, что Олег Евгеньевич решил сам доделывать спектакль?

— У Олега Евгеньевича были вопросы по сценографии, но, как я понял, ничего криминального. Спектакль был готов. Состоялось три рабочих прогона. Я отвечаю за свою работу. Оставалось что-то сократить, но по актерам спектакль был готов абсолютно. Более того, я не первый год работаю и все понимаю — худрук вправе потребовать переделки, и в таком случае мог бы отвести меня в сторонку, сказать, но…Тут главный вопрос — никакого разговора не было со мной.

— Сколько времени ты сам пытался договориться прежде чем предать историю с твоим спектаклем в Ермоловском театре гласности, опубликовав в FB Открытое письмо? Это же крайний шаг.

— Это тянулось с ноября. Я готов был что-то переделать, он же дал мне время. И мы начали что-то менять, хотя я уже тогда все понимал. Но поскольку получил от Меньшикова сообщение , что мой спектакль он будет доделывать со своей командой, я вынужден защищаться. Что он может выпустить за девять дней? Поменять свет или как?  

— Но со своей стороны ты предпринимал попытки выяснить отношения?

— Долго пытался. Он не отвечал. Но прочитав мою смс, попросил чтоб я сдал пропуск. То есть не входил в театр.  

— Был ли договор у тебя с театром? Получил ли ты аванс за работу?

— Договор был. Но ни копейки я не получил. Я дурак,  что пошёл сюда ставить.

— Почему? Ведь ты даже на курсе у Олега Евгеньевича в ГИТИСе преподаёшь?

— Дурак, потому что мне говорили, предупреждали многие: «Не ходи, обманут. Они там умельцы». Так и вышло. Мне же, когда встал вопрос о переделках в спектакле,  принесли подписать бумагу  на расторжение прежнего договора  и сказали, что будет заключён новый. Но каждый день кормили «завтраками» — новый так и не дали. Так что ни денег, ни спектакля. 

— Ты же опытный человек и не можешь не понимать, что сейчас нигде не стоит работать без договора.

— Я верил. Я же посажу в машину замерзающего человека и не буду думать, что он меня ограбит. Конечно, я наивный дурак. И это мне урок. Я понимаю, что спектакль для меня погиб.

— В своём Открытом письме к Меньшикова Олег Долин написал довольно жестко: «…Вы планируете «отредактировать» уже собранный спектакль? Или все это время где-то за кулисами готовили «свою» версию? В первом случае это неприкрытое воровство чужого спектакля, во втором — низость». Обвинение серьезное. Мы не знаем какая судьба будет у спектакля «Двенадцатая ночь» отставленного режиссера и какую версию выпустит худрук Ермоловского тоже неизвестно. Факт нарушения авторского права надо доказывать. Но факт остаётся фактом — скандалы в Ермоловский театре множатся — сначала с незаконно уволенными актерами (и тут театр уже постыдно проигрывает), а теперь и с режиссёром.