Режиссер второго сезона «Триггера» Игорь Твердохлебов рассказал о закулисье проекта

После выхода первого сезона «Триггера» психологических проблем у людей, мягко говоря, не убавилось, и иногда визиты к мозгоправу не являются такой уж плохой идеей. Есть некоторые сомнения по поводу того, что главный герой проекта является хорошей рекламой работы психологов, однако на многих россиян ежовые рукавицы производят бодрящий эффект. Особенно если над вами издевается кто-то, похожий на Максима Матвеева.

Режиссер второго сезона «Триггера» Игорь Твердохлебов рассказал о закулисье проекта Максим Матвеев. Фото: пресс-служба первого канала

Во втором сезоне «Триггера» вроде бы есть все, что должно быть в продолжении нашумевшего проекта. Главному герою, психологу Артему Стрелецкому, становится еще хуже, иногда создается впечатление, будто весь мир против него. И в такой ситуации провокативные методы работы Стрелецкого кажутся естественной реакцией на все происходящее. Хотя для героя Матвеева погружение в чужие проблемы становится способом избавиться от собственных.

На продолжение сериала уже обрушилось немало критики по самым разным поводам. Больше всего сердятся настоящие психологи, и их, наверное, можно понять. Методы работы Стрелецкого, несмотря на то что у героя есть реальный прототип, выглядят уж слишком кинематографично. Психологи утверждают, что им вообще-то нельзя начинать работу с человеком, пока он не дал на это согласие, запрещено рекомендовать лекарства, а интим с пациентками — это вообще за гранью. Герой Матвеева к этим табу относится не очень серьезно, и иногда его герой ведет себя как настоящий Джеймс Бонд.

Максим Матвеев признается, что роль в проекте дала ему очень многое. Перед съемками он сам оказался в кресле психолога и с тех пор уверен: именно там и нужно решать некоторые человеческие проблемы. Еще перед началом работы над первым сезоном актер для роли в театре похудел на двадцать килограммов и по рекомендациям продюсеров остался в этой форме до начала съемок. С тех пор он, видимо, ведет спартанский образ жизни, по крайней мере в том, что касается диеты и занятий спортом, и это, наверное, намекает на серьезность, с которой Матеев относится к роли Стрелецкого. В наше время трудно предположить, как сложатся обстоятельства, но именно главный персонаж в «Триггере» может стать одним из локомотивов в карьере актера.

Во втором сезоне Максим работал с новым режиссером. Для Игоря Твердохлебова, сменившего в режиссерском кресле Дмитрия Тюрина, сюжет о странном психологе и его не менее странных пациентах не самый привычный. Режиссер зарекомендовал себя как специалист по самым разным детективам в диапазоне от мистики «Пятая стража» до «Мажора-3». Однако после фолк-хоррора «Территория» Твердохлебова смело можно называть мастером по нагнетанию страстей, что вполне подходит для «Триггера».

В беседе с «МК» Игорь Твердохлебов обсудил форс-мажоры в кино, Москву в кадре и трудоголизм Максима Матвеева.

— Премьера второго сезона «Триггера» состоялась на стриминге, сейчас сериал в телеэфире. Отличаются ли версии для стриминга и телевидения?

— Кстати, хороший вопрос, надо бы проверить. Шучу. Думаю, если и есть различия, то они минимальны. И обусловлены возрастными ограничениями и наличием рекламных пауз. Иногда я снимаю несколько вариантов фраз, которые произносят герои. Могу сцену снять иначе. На монтаже уже совместно решить, что точнее.

Режиссер второго сезона «Триггера» Игорь Твердохлебов рассказал о закулисье проекта Режиссер Игорь Твердохлебов (слева) с актерами сериала.

— Первый сезон снимал другой режиссер, и вам, наверное, пришлось учитывать то, что уже сделано до вас?

— Конечно, снимать продолжение — это очень большая ответственность, знаю это не понаслышке. (Улыбается.) Особенно когда у первого сезона такая дикая популярность. Очень важно сохранить все то, что зритель полюбил, все ключевые элементы успеха, и при этом постараться привнести что-то новое — в идеале что-то свое. У «Триггера» яркая стилистика, если хотите — визуальная и эмоциональная индивидуальность. Нарушить ее — значит, снять совсем другой сериал.

— Означает ли это, что простор для маневра у вас был очень скромный, если со стилистикой нужно поаккуратнее?

— Продюсеры проекта Александра Ремизова и Иван Самохвалов полностью доверяли моему видению и всячески поддерживали на всех этапах производства. Самое главное, что все это происходило в исключительно дружеской и, что немаловажно, юморной атмосфере.

— Главные герои сериала вам тоже достались в уже готовом виде. Критики иногда замечают, что сериал во многом держится на Максиме Матвееве…

— Максим это лучшее, что случилось со мной на этом проекте. Мы сильно сдружились. Очень скучаю по работе с ним и не только. И, кстати, было бы странным, если бы в сериале, где главный герой Максим Матвеев, все бы держалось не на Максиме Матвееве. (Смеется.)

— Как вам работалось с ним?

— Максим большой профессионал. С ним на работу как на праздник. Не было ни дня, когда бы мы не смеялись, и вот в такой дружественной теплой обстановке мы и творили. Если серьезно — я считаю его гением. Мечта для режиссера. Я был удивлен тем, что он настоящий трудоголик. Учит большие объемы текста, причем не только своего, но и за других героев, и самое неожиданное — знает несколько серий наперед. А это очень много букв и слов!.. В четыре-пять утра он уже в зале — держит себя в форме, ну вы сами все видели. И это на протяжении более сотни съемочных дней.

— Профессиональные психологи часто критикуют «Триггер» за создание не совсем корректного представления об их работе. Некоторые говорят, что в обычной жизни специалисты не ведут себя так, как герой Матвеева…

— К такой критике я отношусь абсолютно нормально. И уверен, что большинство профессионалов тоже относятся нормально, смотрят с удовольствием и понимают, что в сериалах и фильмах присутствует художественный вымысел и психологические приемы главного героя нарочно доведены до предела.

— То есть задачи передать в точности методы работы психологов у вас не было?

— Нет, конечно, иначе бы это уже был документальный сериал про методы работы психологов.

— Имеете ли вы сами какое-то представление о работе психологов?

— Скажем так, без этого представления было бы сложно снимать сериал о психологе. Так что да, имею.

— Сериалы, действие которых происходит в наше время, кажутся менее сложными с точки зрения съемок на фоне, например, исторических проектов. Но так как кино в России, по наблюдениям людей причастных к процессу, часто снимается вопреки обстоятельствам, наверное, были ситуации, когда на съемках все шло не так…

— Есть очень известный анекдот/мем на этот счет, очень точно характеризующий все, что происходит с режиссером на съемочной площадке. С вашего позволения процитирую:

«Папа, а режиссировать сложно?» — «Нет, сынок. Это просто, как ездить на велосипеде, который горит, и ты горишь, и всё горит, и ты в аду».

Согласен, очень часто на съемках все идет не так. «Триггер» в этом плане прошел на удивление гладко. Форс-мажоров не было — или через юмор, смех и профессионализм команды они быстро решались.

— Лично меня немного удивляет, что Москва в сериале довольно мрачное место. В последнее время город показывают совсем по-другому. Почему вы выбрали именно такой взгляд на столицу?

— Дело не в мрачности. Наоборот, в кадре очень много современной, местами необычной архитектуры — спасибо за эту идею Дмитрию Тюрину, режиссеру первого сезона. Я даже не сразу узнал, что это Москва. Такое представление города, как мне кажется, наоборот, на руку общей атмосфере сериала и, самое главное, внутреннему состоянию главного героя.