Самое честное кино про пенсионеров увидят на улицах российских городов

В Москве начался Фестиваль уличного кино. В день его открытия показали несколько короткометражных конкурсных картин, которые потом увидят зрители разных городов России под открытым небом. 

Самое честное кино про пенсионеров увидят на улицах российских городов Кадр из фильма «Принципиально документально». Фото: пресс-служба фестиваля

Жюри тоже будет уличным. Победителей определят по числу светящихся фонариков — телефонов зрителей. У фестиваля нет помещений, есть только небо над головой. В лучшие времена его организаторам  удавалось  показать кино от Владивостока до Лиссабона, но и теперь география обширная. Представлены такие города, о которых многие и не слышали.  

Фестиваль продлится все лето, а в сентябре произведут окончательные «замеры» уровня света на разных площадках и назовут имена победителей. Зрители смогут лично познакомиться с российскими кинематографистами, которые выступят с лекциями.

Фестивалей короткометражного кино сегодня пруд пруди, но появляются все новые и новые, качественные и бессмысленные. И короткометражек снимается все больше и больше. Спрос на них есть, поскольку они необременительные и лаконичные, что соответствует современным скоростям и повсеместному неумению. сосредоточиться на чем-то долго и всерьез. Но выясняется, что показывать особенно нечего в смысле качества, поэтому  кочуют с одного короткометражного киносмотра на другой одни  и те же маленькие фильмы. Приходится смотреть по несколько раз одно и тоже. 

Самый необычный фильм из конкурса нынешнего фестиваля уличного кино — «Принципиально документально» Анатолия Колиева  о Тайном Союзе пенсионеров России. 20-минутныая картина сделана в жанре мокьюментари, хотя даже самый неискушенный зритель мгновенно догадается, что это  псевдодокументальное кино. Один из героев  – некий аналитик по имени Станислав (с ударением на второй слог),   имеющий тюркскую внешность, но вроде как польских корней, задается вопросами: «Зачем каждой русской бабушке тележка?», «Куда старики ездят каждое утро на общественном транспорте?», «Почему пожилых людей так притягивает почтовое отделение?». Он досконально изучает проблему и выходит на след тайного общества пенсионеров. Целая группа специалистов изучает данные о заговоре российских пенсионеров. Все пути ведут к станции метро «Бабушкинская», что логично. Куда еще ехать старичкам и старушкам? Выясняется, что российские пенсионеры самые  хитрые люди мира. Живут они припеваючи, проводят время в самых фешенебельных местах, жируют, получают от жизни по максимуму, но создают видимость тяжелого материального положения. Сделан фильм весело и тонко, и все вещи названы своими именами.  

Леонид Гардаш снял 15-минутный фильм  «Молодой» о начинающем  скульпторе,  ставшем победителем всероссийского конкурса и получившем право на установку памятника в родном городе. А провинция  это вам не Москва. Там свои порядки и начальники. Молодому и трепетному художнику придется пройти цепочку согласований, познакомиться с чиновниками разных уровней и в соответствии с их видением усовершенствовать своего крылатого Икара, а заодно забыть о творческом полете. Никаких крыльев за спиной быть не может. Так  Икара украли у его создателя. Вместо крыльев появился пиджак, с наготой покончено, и в результате на постаменте появится Ленин. «Хорошо хоть так», — подумает одинокий художник и быстро свыкнется с тем, что полеты надо оставить при себе, жить как все, не рыпаться. . 

25-минутная «Невесомость» Ивана Соснина – история про мальчика Сашу, родители которого заняты только собой и своим затянувшимся разводом. Они забывают забрать его из элитной школы, напоминающей космический объект. Снимали ее в необычных пространствах ГЭС-2. Фантазия ребенка работает и он знакомится с пенсионером (это социальная группа для молодых приравнена к чему-то инфернальному), несостоявшимся космонавтом, который так и не полетел к звездам. Теперь он подрабатывает в школе «главным по чистоте», убирает помещения. И это единственный человек, которому есть дело до чужого ребенка. Мальчик живет с придуманном мире, а существующий только в его воображении взрослый друг оказывается его покойным дедушкой. Для взрослых он невидим. А для ребенка вечно живой. В короткометражках в последнее время снимаются опытные и популярные артисты о чем раньше дебютанты не могли мечтать. В «Невесомости» родителей сыграли Марьяна Спивак и Алексей Барабаш.  

«Новая мама» Саши Кузовкова – еще одна история про странных взрослых. У юной героини исчезает мама. Отец приведет в дом злую мачеху, которая быстро избавиться от обузы. Но девочка словно воскреснет из небытия, огорошив нехорошую семейку. Вот такие детские страшилки рождаются в головах кинематографистов, пытающихся преодолеть собственные страхи, уходящие в прошлое.

Сергей Филатов снял комедию «Как разжечь потухший огонь» про «очумелые ручки». Изобретатель Валентин – парень со специфической внешностью, в котором есть что-то маниакальное, придумывает самые безумные устройства для решения бытовых и человеческих проблем. Он постоянно приходит к бывшей красавице жене, у которой другая семья, брутальный муж, с пониманием воспринимающий нестандартную ситуацию. Все попытки вернуть любимую терпят неудачу. Остается один «приворот» — странный механизм, который поможет вновь сойтись с бывшей.  История дикая, нелепая и  смешная, и почти и во всех других короткометражках. Они как анекдот – посмеялся, забыл. 

Семен Трескунов, которого мы все еще воспринимаем трогательным, неказистым подростком, незаметно возмужал, обзавелся бородой и уже делает попытки снимать свое кино. В «My VR» Ильдара Шангараева он сыграл парня из VR-клуба, который отправляет клиентов в бездну воспоминаний, не вполне справляясь с собственным подсознанием. Актер Александр Петров тоже стал режиссером. В своем дебютном  «Ангеле» он сам сыграл главную роль – безвестного актера, вынужденного работать аниматором. Плохо ему, но кому-то еще хуже, и он пытается помочь и благодаря состраданию обретает любовь. Мысли у начинающих режиссеров часто нехитрые, но проблемы накипевшие. Каждый в меру своих творческих возможностей  пытается ответить на вопросы, на которые человечество веками пытается найти ответы и каждый раз изобретает новый велосипед.