Сериал «Нулевой пациент» раскритиковали за штампы об СССР

«Нулевого пациента» наверное уже сейчас следует занести в список наших главных сериальный проектов сезона. Причем дело здесь не в режиссуре или актерской игре, а скорее в том, что тема СПИДа наверное впервые была воплощена в России в виде воссоздания исторических событий.

Сериал «Нулевой пациент» раскритиковали за штампы об СССР

Создатели сериала настаивают на том, что они не занимались экранизацией биографий прототипов главных героев, но сценарий, тем не менее, основан на фактах и документах. История первой вспышки ВИЧ-инфекции в Советском Союзе сама по себе весьма кинематографична. В ней есть невинные жертвы, невольные соучастники трагедии и злодеи, которые по старым советским традициям хотели все скрыть или по-другому интерпретировать. СПИД в советской системе здравоохранения долго назывался социальной болезнью безнравственных людей, а трагедию в Элисте пытались объяснить при помощи самых нелепых диагнозов.

Фактически нулевым пациентом первой вспышки СПИДа в СССР был матрос военного корабля. Во время остановки судна в Конго он воспользовался услугами проститутки и в итоге «привез» вирус в страну. После этого он заразил жену, а во время беременности вирус передался и ребенку. Дальнейшие заражения в больнице стали результатом использования многоразовых шприцов не прошедших должной стерилизации.

Всего заразились семьдесят пять детей, двадцать четыре из них умерли в течении девяти лет. Некоторые из заразившихся в конце восьмидесятых СПИДом до сих пор живы и многолетние суды ни к чему толком не привели. Уголовное дело против медиков, халатность которых стала причиной заражения детей, практически развалилось и прекращено из-за срока давности. В итоге потерпевшим назначили смехотворное пособие в двадцать две с небольшим тысячи в месяц, уход за больными оценили в шестьсот рублей.

Но все эти люди пережили то, что деньгами оценить довольно трудно. Как только сведения о вспышке заражения дошли до жителей Элисты, перепуганные обыватели начали настоящую травлю заболевших и членов их семей. В них видели угрозу, призывали изолировать от общества, а по соцопросам того времени тринадцать процентов респондентов всерьез говорили о необходимости ликвидации болеющих ВИЧ.

По сути это был гуманитарный Чернобыль и удивительно, что до сих пор эта трагедия практически не отражалась в культурных проектах. Популярный бард Михаил Круг в свое время сочинил песню «Зона — СПИДу нет!», в которой упомянул о тех событиях, писательницы Катерина Сильванова и Евгения Малисова написали книгу «Лето в пионерском галстуке», где тоже вспоминают кошмар в Элисте. Фильмов на эту тему до недавнего времени не было вовсе.

Нужно признать, что кино о СПИДе у нас в принципе снимают редко, и прежде пожалуй ни один из таких фильмов не раскрывал исторические события. Недавний сериал «Звоните Ди Каприо», где Александр Петров играет актера, узнавшего о своем положительном тесте на вирус являет собой скорее трагикомедию о нравах богемы.

Фильм «Жить» Василия Сигарева куда более драматичное высказывание о людях, болеющих СПИДом. Главные герои картины в исполнении Яны Трояновой и Алексея Филимонова — настоящие маргиналы, которых образ жизни скорее всего погубит быстрее вируса.

Иногда в картинах про СПИД снимаются и большие звезды. Так Сергей Безруков в фильме «Город без солнца» сыграл заразившегося вирусом наркомана-художника. А Алексей Чадов снялся в украинском фильме «Оранжевая любовь» режиссера Алана Бадоева, где он в роли парня, оказавшегося в замкнутом пространстве с вроде бы зараженной девушкой.

Все эти картины сняты в разное время, но имеют схожесть в том как изображены люди болеющие СПИДом. В версии режиссеров, работающих на постсоветском пространстве, диагноз людей означает неминуемую смерть, возможно сопряженную с ужасными мучениями. И сами заразившиеся показаны персонажами, к которым трудно испытывать симпатию.

Подобный подход выглядит прежде всего несправедливым и к тому же ужасно не современным. В «Нулевом пациенте» другой взгляд и другой подход и это пожалуй единственный плюс сериала. Как исторический фильм работа режиссеров Сергея Трофимова и Евгения Стычкина выглядит не так уж убедительно. Изображая восьмидесятые, они, кажется, наступают на все возможные грабли и тащат в кадр массу штампов. Автоматы с газировкой, начесы на голове и яркий макияж, «Альянс» и «Аквариум» в саундтреке. На этом эпоха в версии режиссеров и заканчивается, а потом начинается не самая лучшая стилизация.

Главные герои в исполнении Никиты Ефремова и Аскара Ильясова в целом получились, но на второстепенных персонажах как будто сэкономили. Евгений Стычкин оказался и по другую сторону камеры, сыграв в сериале жадного на сенсации журналиста. У актера и начинающего режиссера внушительная фильмография, но здесь ему удружили с показательно безжизненным текстом, который очень трудно спасти.

И тем не менее в роли спасителя здесь сюжет и историческая подоплека. А также смесь драмы и детектива в ностальгических, хотя и не в самых удачных декорациях.