Снятый в Арктике российско-британский фильм могут выдвинуть на «Оскара»

Вручение призов Европейской киноакадемии впервые за три ковидных года пройдет 10 декабря не онлайн, а во время живой церемонии. Пройдет она в 35-й раз. Местом ее проведения станет Рейкьявик. Российских картин в числе номинантов нет, как нет их и среди недавно обнародованных лауреатов азиатского «Оскара», вручаемого в Австралии. Но есть и исключения.

Снятый в Арктике российско-британский фильм могут выдвинуть на «Оскара» Максим и Евгения Арбугаевы на съемках фильма «Выход» на Чукотском море.

Европейская киноакадемия насчитывает в своих рядах 44 000 кинематографистов и базируется в Берлине. С недавних пор ее возглавляет польский кинорежиссер Агнешка Холланд, прекрасно говорящая по-русски. Уже объявили номинантов, и впервые за последние годы среди них нет российских картин и имен. 

В категории «Лучший фильм» представлено пять работ. Это победитель последнего Берлинале «Алькаррас» Карлы Симон (Испания–Италия), обладатель Гран-при Каннского фестиваля «Близость» Лукаса Донта (Бельгия–Франция–Нидерланды), «Корсаж» Мари Крютцер (Австрия–Люксембург–Германия–Франция), отмеченный в каннском «Особом взгляде» за работу актрисы Вики Крипс, «Священный паук» Али Аббаси (Дания–Германия–Швеция–Франция), принесший в основном каннском конкурсе приз актрисе Заре Амир Эбрахими, «Треугольник печали» Рубена Эстлунда (Швеция–Германия–Франция–Великобритания), отмеченный «Золотой пальмовой ветвью» в Каннах. В документальной номинации — четыре картины, две из них созданы при участии Украины — «Дом из щепок» Симона Леринга Вильмонта и «Мариуполис 2» погибшего во время съемок литовского режиссера Мантаса Кведаравичюса.

23 ноября Европейская киноакадемия назовет еще своих фаворитов в технических номинациях, лучших, по мнению жюри из восьми человек, оператора, монтажера, художников, гримера, звукорежиссера. Но и тут в свете текущих событий нам не приходится на что-то рассчитывать. Год назад, когда призы вручали онлайн, награды была удостоена российский монтажер, выпускница ВГИКа Махарам Кабулова за выдающееся мастерство. А на звание лучшего актера претендовал Юра Борисов в финско-российской ленте «Купе номер 6».

Год назад три награды получили российские кинематографисты и от Азиатско-Тихоокеанской киноакадемии в Австралии, а номинантов было еще больше. На нынешней, 15-й церемонии российского участия не наблюдалось. А «Лучшим фильмом» стал «Эсмиде» советского и киргизского режиссера Актана Арыма Кубата. Фильм создавался совместно с Японией, Нидерландами и Францией. Сам Актан сыграл старика, потерявшего память и спустя 20 лет вернувшегося на родину.

Но блокада не абсолютная. Только что на Международном фестивале короткометражного кино в швейцарском Винтерхуре получил награду якутский режиссер Максим Арбугаев, снявший вместе с сестрой и известным фотохудожником Евгенией Арбугаевой 25-минутный документальный фильм «Выход». В его производстве участвовала помимо России еще и Великобритания, где давно живет и работает Евгения. У фестиваля есть прерогатива: победившие на нем картины могут выдвигаться на премию «Оскар» в соответствующей категории. «Выход» показали и в России — на «Послании к человеку» в Санкт-Петербурге и «Флаэртиане» в Перми. Это грандиозная работа об отважном биологе Максиме Чакилеве, который месяцами живет один на берегу Чукотского моря в хлипкой хижине, которую подпирают сотни моржей, ведет наблюдение за тем, что происходит в Арктике из-за наступающего глобального потепления. Дух захватывает от величия природы, которая способна изменить мир. И человек в нем не более чем песчинка.

В Палермо на 42-м Международном кинофестивале спортивного кино за достижения в спортивном кинематографе отмечена работа продюсеров Михаила Дегтяря и Елены Гликман. Михаил получает там уже в пятый раз статуэтку «Золотой паладин» за документальные работы, игровую «Коробку».

Однако международные перспективы у российского кино весьма зыбкие. Хотя «Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова и «MINSK» Бориса Гуца выходят в мировой прокат. В то же самое время на родине выход многих российских картин откладывается. Причины две. С одной стороны, продюсеры оттягивают прокат сознательно, чтобы случайно не попасть в какую-нибудь западню. Слишком много появилось инициативных людей, готовых найти неугодных и «злой умысел» на ровном месте и на всякий случай, на опережение. Кинематографисты готовятся к худшему, вспоминают глухие советские времена, когда фильм запрещали, даже показав, как это было, скажем, с фильмом «31 июня», когда не вернулся на родину артист балета Александр Годунов.