Тома Круза на Каннском кинофестивале поддержали Кейт Миддлтон и принц Уильям

На 75-м Каннском кинофестивале наступили самые горячие дни. Традиционно они приходятся на выходные, когда в город съезжаются тысячи людей. Они заполняют набережную Круазетт, все подходы к Дворцу фестивалей, затрудняя любое передвижение из одной точки в другую. Что бы не происходило в мире, каннский киносмотр пройдет во всем своем великолепии и блеске бриллиантов.  Разве что пандемия сбавила на время его обороты. 

Тома Круза на Каннском кинофестивале поддержали Кейт Миддлтон и принц Уильям Фото: пресс-служба фестиваля

Накануне публика приветствовала Тома Круза, удостоенного почетной «Золотой пальмовой ветви». Он представлял картину «Топ Ган: Мэверик» Джозефа Косински и появился на  красной дорожке не только в составе съемочной группы, но и в сопровождении представителей  британской королевской семьи  Кейт Миддлтон и принца Уильяма. Это своего рода знак благодарности и поддержки, ведь Том Круз принимает участие в  грандиозных и растянутых во времени торжествах по случаю юбилея Елизаветы II. 

Премьеру фильма «Время Армагеддона» Джеймса Грэя, а это  история взросления во времена избрания на президентский пост Рональда Рейгана,  представляли в Каннах  Энн Хэтэуэй,  Джероми Стронг и другие знаменитые актеры. А по красной дорожке прошла Джулия Робертс — такая редкая для Канн гостья. Внимание публики привлекла звезда Болливуда, главная индийская красавица Айшвария Рай, появившаяся в очень необычном розовом платье, которое как облако окутывало ее голову.

Фестивальная жизнь набирает обороты. Впервые после жесткого карантина никто не страшится болезни, редко кто надевает маску, хотя накануне аккредитации эпидемиологические меры представлялись драконовскими. В этой обстановке все чаще звучат голоса о том, что надо было отказаться от фестиваля, пока продолжается спецоперация на территории Украины. Но Каннский фестиваль никогда не отменяется, даже если в той или иной точке мира происходят трагические события и льется кровь.   

И хотя уже прошло время со дня премьеры фильма «Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова, страсти вокруг него не утихают. Сам режиссер приезжал на фестиваль с кратким визитом из Амстердама, где ставит оперу Вебера «Вольный стрелок». Год назад Серебренников не присутствовал на своей премьере «Петровых в гриппе», поскольку шло судопроизводства по делу «Седьмой студии», фигурантом которого он был. Теперь Кирилл живет уже не в России. Он покинул страну 28 марта, буквально на следующий день после  снятия с него судимости и условного срока.  Никаких инцидентов в день его каннской премьеры не произошло, хотя были опасения, что украинские кинематографисты проведут акцию протеста против участия российской картины в фестивале.  

Тома Круза на Каннском кинофестивале поддержали Кейт Миддлтон и принц Уильям Кадр из фильма «Жена Чайковского». Фото: пресс-служба фестиваля

Маловероятно, что «Жену Чайковского» покажут в России. Серебренников хотел снять фильм еще к 175-летию со дня рождения Чайковского в 2015 году. Свой замысел он вынашивал почти 10 лет, но его проекту было отказано в госфинансировании.  На главную роль Кирилл мечтал тогда пригласить мировую звезду и  работал вместе с Юрием Арабовым над сценарием. Однако с тех пор многие изменилось, и находясь под домашним арестом Серебренников сам написал сценарий. Любопытно, что фильм о жене Чайковского много лет мечтает снять живущий в Париже уроженец Харькова Игорь Минаев, некогда работавший в России и Украине. Вышла даже на русском языке книга «Мадам Чайковская» Ольгой Михайловой, ставшая основой сценария. Но Игорь Минаев тоже много лет не может найти финансирования для своего проекта. 

Черновую версию «Жены Чайковского» чуть меньше года назад слили в интернет, и многие успели ее посмотреть. Фильм тогда назывался «Антонина». Такой же слив произошел накануне каннской премьеры и с другим фильмом Серебренникова «Петровы в гриппе».  

Роль Чайковского сыграл американский актер Один Байрон, работавший с Серебренниковым в Гоголь-центре. На роль его жены и пианистки Антонины Милюковой приглашена талантливая молодая актриса Алёна Михайлова, чью работу критики в целом высоко оценивают, расходясь во всем остальном.  Антонина живет в каком-то выдуманном мире, страдает от нелюбви супруга, которого полюбила страстно и с первого взгляда. Для него же близость с женой  – испытание. Холодность мужа доводит Антонину до безумия. С гением жить трудно в принципе, а тут еще запретная интимная составляющая. У Антонины тоже есть любовник, роль которого сыграл Владимир Мишуков. В эпизодических ролях снялись рэпер Оксимирон, сыгравший пианиста и дирижера Николая Рубинштейна, и драматург и сценарист Валерий Печейкин, сыгравший приятеля Чайковского Булатова. Юлии Ауг потребовалось пять часов грима, чтобы перевоплотиться в бездомную и страшную старуху, ставшую неким знамением для Антонины Милюковой, предвестницей ее старости. Сложный грим накладывался на все тело актрисы, так что Юлию сложно узнать. 

Фильм о нереализованной женской страсти кого-то смутил откровенной физиологичностью нескольких сцен, а кто-то больше ничего и не увидел. Но больше чем художественные достоинства или недостатки картины обсуждается совсем другое – то, что сказал Серебренников после премьеры и во время пресс-конференции. Многие возмущены ее просьбой  снять санкции  с известного российского олигарха. Критики разного толка из России и Украины, многие из которых давно покинули свои страны и живут в США и Европе, на все лады иронизируют, предлагая Серебренникову похлопотать в Каннах и за Владислава Суркова. И все это увязывается с рассуждениями о неуместности фестиваля с его роскошью и гламуром, нарядными людьми на звездной дорожке, в то время, когда продолжаются  боевые действия на территории Украины. Вновь, как и накануне открытия фестиваля, люди говорят о том, что Серебренникову стоило  самому отказаться от участия в нем, а он этого не сделал. Возникают кривотолки по поводу его скорого освобождения перед Каннами. Соцсети переполнены всякого рода заявлениями, смысл которых сводится к фразе: «Имидж репрессированного художника развеялся».