«У Вавилова не было никаких актерских «понтов»

В эти дни российская культура пытается осознать масштаб утраты, понесенной всеми нами 22 февраля, когда перестало биться сердце актера театра и кино Олега Вавилова. Театральный режиссер, народный артист России Андрей Житинкин рассказал «Московскому комсомольцу» о творческом пути и взаимной работе с Олегом Михайловичем:

«У Вавилова  не было никаких актерских «понтов» Кадр из к/ф «Второе рождение», 1980 г.

— Я всегда знал, что есть в Театре на Малой Бронной Олег Вавилов, любимый актер Анатолия Эфроса. И когда я пришел главным режиссером в этот театр, я сам увидел, насколько это талантливый человек, с прекрасным голосом и высоким ростом. И первый же спектакль был очень «шумный» – «Нижинский, сумасшедший божий клоун», где он играл Дягилева вместе с Александром Домогаровым. Москва «взорвалась». А потом он стал для меня, как талисман – я его занимал во всех премьерах. Он играл Лорда Генри в «Портрете Дориана Грея» с Даниилом Страховым. Он играл в «Лулу» по Франку Ведекинду вместе Аленой Яковлевой. В «Анне Карениной» — Каренина, а Женя Крюкова, наша красавица – Анну. Играл в «Калигуле». Для меня он был просто незаменимым. А когда я уже работал в Театре сатиры, я пригласил туда Олега Михайловича. Он исполнил роль в спектакле «Хомо Эректус», который идет до сих пор, больше четырехсот раз. Это невероятно. Он был партнером Ольги Аросьевой в «Идеальном убийстве» и замечательным партнером Веры Васильевой. Она ему безумного благодарна, и мы сделали к ее 90-летию постановку «Роковое влечение», где она была забытая кинозвезда, а он ее верный первый муж, и друг и поклонник, служивший ей до самого конца под видом дворецкого. Такой он был и в жизни, очень преданный.

— То есть он достиг полного совпадения со своим сценическим образом?

— У него не было никаких актерских «понтов». Он никогда ничего не «выбивал».

И был ранимый душой. Кто-то думал, что Олег обидчивый или он замкнулся в себе. Но это он так все глубоко переживал, даже не по-актерски.

— А каким был его путь из мира кино в пространство театрального искусства?

— Он рано получил звание народного артиста, потому что в молодости много снимался в кино. Фамилию «Вавилов» узнали, когда он снимался с Верой Алентовой и Натальей Гундаревой. А потом стал театральной звездой – зрители бежали на Олега Вавилова. Он ничего не накопил, а всего себя принес в жертву театру.