Умер Николай Досталь: режиссер, не шедший на компромисс

18 января в 18 часов на 77-м году жизни скончался кинорежиссер Николай Досталь. Он снял фильмы «Ехали в трамвае Ильф и Петров», «Маленький гигант большого секса», «Человек с аккордеоном», «Облако-рай», «Мелкий бес», «Штрафбат», «Петя по дороге в Царствие Небесное», «Коля — Перекати поле», «Раскол», «Монах и бес», «Гражданин начальник», «Полицейские и воры». Свой путь в кино он начинал совсем еще юным человеком, снявшись в фильме «До свидания, мальчики»» Михаила Калика в 1964 году. 

Умер Николай Досталь: режиссер, не шедший на компромисс Николай Досталь на съемках фильма «Монах и бес». Пресс-служба кинокомпании «Профит».

О смерти младшего брата сообщил продюсер Владимир Досталь, когда-то возглавлявший «Мосфильм». О причинах смерти он ничего не сказал. После гражданской панихиды Марлена Хуциева и Георгия Данелии в Доме кино Николай Николаевич сказал коллегам и своим близким, что для себя такого бы не желал.

Николай Досталь — из кинематографической семьи. Его отец Николай Владимирович Досталь тоже был режиссером, снял «Дело «пестрых» и «Мы с вами где-то встречались». Он трагически погиб в 49 лет  на съёмках фильма «Все начинается с дороги» в 1959 году. Тогда он  находился рядом с камерой, установленной на капоте  грузовика,  врезавшегося  в столб, и скончался от черепно-мозговой  травмы. Еще раньше умерла и его жена,  мама Владимира и Николая — виолончелистка Джахантаб Сарафи Али-кызы. Произошло это вскоре  после рождения младшего сына в 1946-ом. Николай  Досталь окончил журфак МГУ и  Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где его мастером был Георгий Данелия. В последние годы он не раз говорил о том, в том числе в интервью «МК», что на большое человеческое кино денег теперь не найти. Мог еще снимать и снимать, но тратить время на ерунду не хотел. 

С актером Сергеем Баталовым, которого Николай Досталь очень ценил, мы поговорили, как только появилось сообщение о смерти.  

— Слезы душат. Он мне как родственник. С 1990 года и уже 33 года мы  знакомы.  О причине смерти  ничего не знаю, — говорит Сергей Баталов. —  Мне позвонила Ирина Розанова, а ей сообщил о случившемся Геннадий Хазанов, который сказал: «Коля умер». Хазанов дружил  с братом Николая Николаевича Владимиром Досталем. Они вместе работали на картине «Маленький гигант большого секса».  Я вчера хотел Николая Николаевича  поздравить с Крещением, но подумал, что еще  рано, успею. Он в последнее время стал воцерковленным, ходил в храм, хотя этого не афишировал. Он скромный, не шибко давал интервью. 

— В последнее время он как-то затих, нигде не появлялся. Те, кто его видели в Доме кино, говорят, что выглядел он очень слабым.

— Мы с ним в последний раз  встречались в прошлом  году. В предновогодние дни я был на гастролях, закрутился, никого не поздравил. Впервые за многие годы мы с Николаем Досталем не поздравили друг друга. Может быть, он уже болел.  Не знаю. Я давно знаком с его женой Евгенией. Она всегда работала с Николаем Николаевичем на его картинах  как художник по костюмам. Их сыновья тоже работают в кино. Александр стал продюсером, Евгений — режиссером и пошел по стопам отца, став вторым режиссером. Да и  Владимир Досталь  начинал вторым режиссером еще у Сергея Бондарчука, дослужился до гендиректора «Мосфильма». Когда мы снимали «Облако-рай», он  возглавлял «Мосфильм». 

— Родители Николая и Владимира Досталей похоронены на Новодевичьем кладбище. Возможно,  теперь и сын будет лежать рядом с ними. 

— Где похоронят, не знаю. Может быть, рядом с родителями. Отец Николая Николаевича — Николай Досталь погиб, когда одному сыну было 17 лет, а другому 13. Николай Николаевич рассказывал нам на съемках про гибель отца в автомобильной катастрофе. Много лет прошло со дня смерти его родителей.  Скорее всего не будет панихиды в Доме кино. Николай Николаевич был противник этого. У него  то ли родственник,  то ли близкий друг — священник в храме в Филях.  Наверное, там и пройдет  отпевание. 

— У мамы Николая Николаевича были ведь восточные корни?

— Иранские. По линии мамы. Он однажды сказал нам: «Думаете, что я еврей? Я не еврей. Я наполовину иранец». Он и похож на иранца. 

— Какой была ваша первая встреча?

— Она состоялась на «Мосфильме» после того, как спектакль «Иллюзия» в постановке Сергея Женовача в театре-студии «Человек» посмотрела ассистентка Николая Николаевича. Она подошла после спектакля и рассказала, что запускается фильм, и надо сделать фотопробы. Тогда по законам еще советского кино на «Мосфильме» и других студиях сначала делались фотопробы, потом  кинопробы.   Я приехал. «Мосфильм» тогда бурлил. После фотопроб мне сказали: «Ждите. Вам позвонят». И вдруг появился сам Николай Николаевич. Увидев меня, он  сказал: «Пошли ко мне в кабинет».   Мы поговорили. А потом были кинопробы с оператором Юрием Невским. Был май, ярко светило солнце. Хорошо помню тот день. Артист сразу чувствует, какое к нему отношение. Вот и я понял, что Досталь меня возьмет.  Пробы были хорошие. Меня утвердили на роль. Кто только на нее не пробовался! Мама не горюй!  Машков, Мохов, Гармаш… Утвердили нашу команду. В ней все стопроцентно были на своем. месте.  Мы — Ира Розанова, Андрюша Жигалова, Анна Овсянникова из Братска, Владимир Толоконников, Лев Борисов — отправились в экспедицию  в Петрозаводск. Где-то в октябре съемки завершились.  Фильм быстро смонтировали, и в начале 1991-го  в просмотровом зале «Мосфильма» состоялся показ «Облака-рай». Мы были там с женой. И она сказала: «Гениальный фильм». А в апреле состоялась премьера в Доме кино. Не так много было актеров, из тех, кто снимался. Андрюша Жигалов уже уехал за границу, он же клоун. Мы с Ирой Розановой были. Зрители  не расходился. Нас обступили. Это был триумф. Я считаю, что «Облако-рай» — лучший фильм Николая Николаевича.  Потом у него как-то сразу дела пошли в гору, хотя и до этого был замечательный «Человек с аккордеоном» с Валерием Золотухиным в главной роли. Но «Облако рай» — вершина. Потом он снимал очень серьезные фильмы, такие как «Штрафбат».  

Умер Николай Досталь: режиссер, не шедший на компромисс Кадр из фильма «До свидания, мальчики»: Михаил Кононов, Евгений Стеблов, Николай Досталь (справа). Пресс-служба Госфильмофонда РФ

— Вы снимались у Досталя и в «Мелком бесе» по роману Федора Сологуба,  «Завещании Ленина» по «Колымским рассказам» Шаламова.

— «Мелкий бес» — прекрасная и недооцененная картина. В «Завещании Ленина» у меня небольшая роль. Я всегда у Николая Николаевича спрашивал: «Почему вы меня не снимаете?». И  он сказал: «Хорошо, Баталов. Скоро буду снимать,  и ты   сыграешь татарина». «Ну какой я татарин?», — спросил я. А он ответил: «Мы тебя перекрасим». Ради Досталя я готов был  на все.  

— В жизни Николай Николаевич был интеллигентным, принципиальным человеком, умел отстаивать правду. Каким он был на площадке? 

— Он был очень требовательным, если надо, то и жестким. Добивался от актеров того, что хотел. Не было такого: «Ну, ладно. Делайте, как хотите». На съемках он на компромиссы не шел. Ира Розанова ему как-то сказала: «Ваша фамилия вам очень подходит. Вы всех достанете, но сделаете свое дело». Он дотошный был. Каждую  пуговичку проверял на съемках: «Нет, не эта. Должна быть другая. В то время таких не было». А рядом стояла его жена Женя — художник по костюмам. Она перешивала, переделывала так, как он хотел. А был Досталь дотошным, потому что работал вторым режиссером. А что это в советские времена? Как начальник штаба. Второй режиссер многое решал. Это сейчас  должность больше исполнительная. Оба брата прошли этот путь и стали профессионалами.