В Анадыре завершился Арктический кинофестиваль: кинематографисты на себе испытали мощь северной природы

В столице Чукотке Анадыре завершился VI Арктический международный фестиваль «Золотой ворон». Привычные ко всему кинематографисты испытали на себе, что такое пурга. Редкий актер смог бы себе позволить непредсказуемое путешествие без риска опоздать на спектакль или съемки.

В Анадыре завершился Арктический кинофестиваль: кинематографисты на себе испытали мощь северной природы Кадр из фильма «Белый ангел тундры»

Две главные награды — за лучший полнометражный фильм от жюри и приз зрителей, а также награду операторам, работавшим на картине, получила документальная лента «Оторванные» Владимира Кривова. Будучи звукорежиссером, он снял только второй свой фильм как режиссер. Причем, пришлось спасать начатую коллегой работу, а это почти смертельный номер. Но Владимир сделал мощную картину, которую теперь позиционируют как  монолог чукчи и целого народа о жизни и  Чукотке. Она о том,  что заставляет людей отрываться  от корней и как проекция нашего общего будущего, поскольку многие,  выбирая блага цивилизации, рискуют потерять себя.   

Снимался фильм на Чукотке, на тех улицах, по которым ходили участники фестиваля, когда отступала пурга. Информация о том, что на Чукотке рекордное по стране число людей, готовых расстаться с жизнью, вызвала у местных жителей противоречивую реакцию. Все это есть, но не все готовы в кино смотреть на печальные обстоятельства жизни. Специалист по чукотскому языку и культуре Григорий Ранаврольтын, входивший в состав жюри, испытал шок от «Оторванных». Совсем молоденькая зрительница тоже говорила, что не хотели бы видеть на экране пьяных, поскольку у зрителей может сложиться впечатление, что на Чукотке только и делают, что пьют. Но тундровички подтвердили: большинство людей на Чукотке так и живут.  «Городская жизнь для меня не жизнь, — сказала одна из них. —  Это при советской власти оленеводы были защищены, а сейчас я бы сломалась при такой жизни. У оленеводов жизнь тяжелая. У них каждый день как понедельник, никаких праздников».  Один из героев фильма — потомственный оленевод Анатолий Тынеру — вспоминает сладкое дыхание оленя, связанное с запахом мамы и детства. Олень все дает чукче — одежду, еду. Он как человек и друг. Мальчишка, отправленный как и многие чукотские дети в интернат, говорит, что в тундре ему лучше: там учиться и убираться не надо, целый день можно гулять. Тундра — это космос. Важно услышать ее голос.   

Владимир Кривов на показе своего фильма присутствовать не смог, хотя уже прилетел в Анадырь. Дело в том, что из аэропорта столицы Чукотки, расположенном на другом берегу лимана, надо добраться на вертолете или глиссере, пересекая схваченные льдом воды, опасные участки, которые еще не замерзли. На все это ему понадобилось пять с половиной часов. Анастасия Нечаева хоть и выросла на севере Архангельской области и снимала дебютный игровой фильм «Велга»  на Кольском полуострове в суровых условиях,  не  смогла сдержать эмоций, отправляла  отчаянные письма из аэропорта, просила организаторов фестиваля связаться с администрацией города и продлить работу аэропорта, поскольку были сложности с отправкой. На глиссеры выстроилась очередь. Один из них сломался. Вертолеты  не летали. Только местные жители воспринимают все это спокойно — ко всему  привыкли. 

  Дня два продюсер Максим Добромыслов из-за непогоды находился на другом берегу Анадырского лимана в  ожидании рейса в Новосибирск, где в то же самое время ждал отправки в Анадырь актер Влад Канопка. Тем, кто добрался в город,  советовали передвигаться только на такси из-за пурги. Трудно поверить, но пришлось вызывать машину для того, чтобы доехать до другого конца дома.      

Режиссер Александр Лукин окончил Санкт-Петербургский университет кино и телевидения, учился в мастерской Игоря Масленникова, а потом вернулся в родной Якутск. Оттуда он и добирался в Анадырь через Владивосток около 13 часов, а  обратно возвращался домой через Москву. Лукин не только режиссер, но и певец, музыкант, играет на варгане. Сейчас он работает в архивах Москвы и Петербурга, изучает материалы XVI-XVII веков, связанные с Дежневым и другими первопроходцами Севера, чтобы снять сериал.  

Его игровой фильм «Белый ангел тундры» участвовал в конкурсе. Это настоящее народное кино, и создавали его всем миром.  Все роли, кроме главной, сыграли жители поселка Джилинда, поскольку привозить кого-то из Якутска не было возможности — слишком дорогой перелет. С трудом удалось воссоздать одежду и быт того времени, но люди так хотели сниматься, что сами шили костюмы. Роль 19-летней ленинградки из семьи потомственных врачей сыграла профессиональная актриса Анастасия Короленко, тогда еще студентка  Арктического института культуры и искусств,  ныне актриса из города Мирный.  Сохранились описания, как выглядела реальная Лидия, чьи письма были найдены не так давно, благодаря чему и родилась идея фильма. Была она светловолосой, голубоглазой. Режиссер встретился с  бабушкой, которая видела ее и подтвердила  сходство.  До приезда Лидии эвенки никогда русских не видели, а когда началась эпидемия оспы,  многие восприняли ее как дух болезни.  

События происходят в 1937 году. Только-только окончившая мединститут Лидия отправляется в Якутию, поскольку ее дед, отец и брат были репрессированы. Некоторые зрители восприняли картину как историю про антиваксеров, о неверии в вакцинацию.  Однако   съемки начались  в 2017 году до коронавируса, сразу же после того, как нашли письма реальной Лидии. Решение снимать фильм принял глава Оленекского улуса, трагически погибший два года назад. До премьеры он не дожил.  На показе в Анадыре присутствовала Лариса Абрютина, как оказалось, тоже «ангел тундры». Вместе с мужем-врачом она спасала людей от болезней в самых отдаленных районах Чукотки. Теперь ее сын Филипп Абрютин, родившийся в этих местах, выросшей в тундре, окончил ВГИК, где учился у Вадима Абдрашитова, сам стал режиссером и организовал фестиваль на родине, и это очень трогательная история возвращения.