В ДНР рассказали об обеспечении кадрами в сфере культуры

Культура Донецкой народной республики — одного из четырех «молодых» российских регионов, остается для большинства жителей «материковой» России terra incognita. Гастроли коллективов актеров и музыкантов оттуда только-только набирают обороты, и, чтобы незнакомые имена на афишах стали узнаваемыми, нужно время. Но откуда берутся эти имена? О том, какой культурной инфраструктурой обладает Донбасс, «МК» рассказывал в одной из прошлых публикаций. Сегодня речь пойдет о фундаменте, на котором стоят театры и филармонии — об учебных заведениях, занимающихся подготовкой кадров в сфере культуры. В республике выстроена многоуровневая система профподготовки. И если вспомнить, что республика много лет жила в условиях блокады со стороны Украины, становится понятным, почему ставка там была сделана на кадровую самодостаточность.

В ДНР рассказали об обеспечении кадрами в сфере культуры

«Классическое образование в сфере культуры представляет трехуровневую систему: школа – колледж – ВУЗ», — рассказала заведующая сектором образовательных учреждений Минкультуры ДНР Татьяна Стецюк. По ее словам, в ДНР работают 62 детских школы искусств, Донецкий художественный колледж, Донецкий колледж культуры и искусств и Шахтерский колледж кино и телевидения имени А.А. Ханжонкова (в городе Шахтерске). Также в столице молодого государства действует музыкальная академия, которая носит имя Сергея Прокофьева (кстати, выходца из Донбасса) и центр повышения квалификации работников культуры.

— Какую помощь донецким коллегам оказывает Россия?

— Мы наладили сотрудничество давно. Музыкальная академия поддерживает тесные творческие связи с Ростовской консерваторией имени Рахманинова. Шахтерский колледж сотрудничает с Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения. А центру повышения квалификации удалось заручиться поддержкой Астраханской консерватории и аналогичного центра при Краснодарском институте культуры. Наши преподаватели участвуют в конференциях, 

пленэрах художников, семинарах-практикумах для руководителей хореографических коллективов, в хоровых ассамблеях и ассамблеях художников. Также мы постоянно обмениваемся опытом с коллегами из Белгорода, Воронежа, Брянска и Москвы.

— Какие дипломы выдавали в ДНР до признания и воссоединения с Россией — и какие будут выдавать теперь? И учатся ли студенты во время эвакуации?

— До признания и воссоединения с РФ у нас выдавались документы образца Донецкой народной республики. При этом выпускники профессиональных образовательных организаций поступали в российские вузы и трудоустраивались в РФ. Например, ребята из Шахтерска могли окончить экстернат Ростовской консерватории и получить уже российский диплом.  А по поводу безопасности студентов — обучение сегодня идет в дистанционном формате, так учится и эвакуированная молодежь.

— Херсонская область столкнулась с острым дефицитом кадров. Есть ли культуроцентричные профессии, которые в Донецке и других городах в принципе невозможно освоить?

— Наша творческая молодежь может получить образование по всем основным специальностям. По направлению театрального искусства обучение осуществляется в Донецком колледже культуры и искусств. Там можно стать дипломированным руководителем любительского творческого коллектива или артистом балета. В 2015 году в Донецкой музыкальной академии имени С.С. Прокофьева мы открыли специальность «актерское мастерство». С 2020 года в Донецком национальном университете готовят артистов драматического театра и кино. А с 2022 года в музакадемии появилась специальность «Живопись». Готовит живописцев и дизайнеров и Донецкий художественный колледж. Плюс можно получить высшее художественное образование, стать архитектором, сотрудником краеведческого музея.

В плане подготовки профессиональных кадров Донецкая народная республика почти самодостаточна. Но если зашла речь о музейном деле, то не хватает квалифицированных реставраторов музейных предметов, искусствоведов и музыковедов. Думаю, для таких специфических направлений создавать новые факультеты нет смысла, будем готовить новых и переподготавливать имеющихся сотрудников в российских учебных заведениях. Также дефицит кадров ощутим в преподавательском составе муниципальных школ искусств. Наблюдается «кадровый голод» и в сфере охраны культурного наследия и, в частности, у нас нет достаточного количества профессионалов, способных проводить художественные, литейные, скульптурные работы, реставрацию памятников.

— Как театр начинается с вешалки, так культура начинается со света, звука и другой специализированной техники? Где в ДНР  осваивают театральную технику?

— В Шахтерске. Там с 1974 года студенты осваивают звуковое оборудование, оборудование кинотеатров, телеканалов и студий, учатся записывать и монтировать видео и аудиофайлы. Например, у будущих телевизионщиков есть собственная молодежная студия и они проходят практику на телеканалах ДНР. Но техническая база там нуждается в обновлении.

— А может ли Донбасс сам себя обеспечить преподавателями культуры? Насколько в этом плане обеспечен «замкнутый цикл»?

— У нас готовят как исполнителей, так и преподавателей. Все студенты осваивают педагогические науки в теории и на практике. А по окончанию учебного заведения каждый решает, что ему ближе: создавать волшебство искусства или формировать к нему любовь. При этом многие музыканты, художники, танцоры преподают, а преподаватели выходят на сцену в сольных выступлениях или вместе со своими студентами.