В Москве на кинофестивале показали фильмы о том, как пережить потерю близких

В Москве завершается первый Открытый фестиваль авторского кино «Зимний». Как минимум два конкурсных фильма затронули проблему потери близких с последующим выживанием. Расправиться с обидчиком или уйти в себя? Рецепты выживания оказались специфическими.

В Москве на кинофестивале показали фильмы о том, как пережить потерю близких Кадр из фильма «Айта».

«Айта» Степана Бурнашева, хорошо известного не только в Якутии по фильмам «Черный снег», «Проклятая земля», совсем свежей «Нашей зиме», поражает многообразием творческого почерка. Кажется, что все эти картины сделаны разными людьми. Помимо прочего, Степан настолько работоспособен, что снимает в год по два фильма, что само по себе феноменально.

Ночь. По мокрой от дождя дороге, переливающейся всеми оттенками антрацита, движется автомобиль. Небольшой якутский поселок спит. Следователя Николая Сирдитова (его колоритно играет актер Театра им. Ойунского Иннокентий Луковцев) срочно вызывают на работу. Школьница попыталась свести счеты с жизнью. У нее найдут записку: «Афоня, я тебя ненавижу». Под подозрением оказывается 35-летний сотрудник полиции, единственный там русский (актер Андрей Фомин). Он недавно приехал в поселок, работает кое-как. Если русский, да еще и полицейский, доверия к нему нет. Для него все якуты на одно лицо. Любопытно, что второго русского — сотрудника ДПС — сыграл якутский режиссер Дмитрий Давыдов («Пугало», «Нелегал», «Костер на ветру»). Про него якуты говорят: «Вы же, русские, все на одно лицо». И это очень забавный эпизод.

Доказательств вины нет, но весь поселок точит ножи. Русского надо вывозить. Иначе самосуд обеспечен. Не столько русского жаль — печально, что из-за него в тюрьму сядут свои. И не одна лишь трагедия толкает людей на верную погибель, сколько желание показать, что не чужаки должны диктовать свои порядки. Поскольку дороги размыло, а остановить убитого горем отца невозможно, то следователь Николай разрабатывает хитроумный план. Финальный монолог русского, переосмыслившего свою никчемную жизнь, излишне назидателен и слегка портит общее настроение. Фильм держит в напряжении, просчитать все ходы невозможно. При этом он очень живописный. Казалось бы, что может быть красивого в облупленном полицейском участке, а он выглядит инфернально.

Некогда кинокритик и преподаватель теории кино в университетах Нью-Йорка и Нового Орлеана, Михаил Брашинский, дебютировавший в режиссуре «Гололедом», а спустя 10 лет снявший зомби-хоррор «Шоппинг-тур», представил свой третий фильм «Волны». Это тоже не столько история потери, сколько последующего возвращения в реальность, где не имеют значения карьера, общение с близкими. Герой, которого играет вечно брутальный Влад Абашин, идет «туда, не знаю куда», и оказывается в ирреальном мире: то ли в зоне, то ли в секте.

По словам режиссера, он начал думать об этой истории в 2010-м и только в 2018-м взялся за сценарий. Начали снимать — заболела актриса. Ждали ее выздоровления, а потом заменили на другую, пригласив Викторию Толстоганову. Михаил опирался на идеи Николы Теслы, которому приписываются самые невероятные вещи, связанные с влиянием инопланетного разума на сознание человека. «Я считаю, что в любом обществе надо культивировать исключительно индивидуализм», — сказал режиссер после премьеры.

На роль свинарки Михаил пригласил боттичеллевской красоты актрису Ирину Бразговку, удивив ее тем самым так, что она сразу согласилась. Кажется, что и она ошарашена результатом, не всему готова дать объяснение. Однако и для нее картина о том, что человек может найти себя только в себе самом и никакой коллектив не спасет от падения. В общем, все попытки коллективного бессознательного оказались напрасны. Продолжаем надеяться только на собственные силы.