В Москве показали кукольный «Цирк лилипутов»

«Искусство куклы» — так называлась ставшая традиционной Московская Международная выставка  в  Гостином дворе, тринадцатая по счету.   Свой взгляд на то, какой сегодня может быть кукла, представила  Ольга Манизер, чей стенд «Цирк лилипутов» вызывал  наибольший интерес публики. 

В Москве показали кукольный  «Цирк лилипутов» На снимке — Ольга Манизер, режиссер Александр Гримайло и клоун Николай Челноков.

Участники из России и многих стран мира (а в этом году их 26), показали на ней свои работы. Промышленные советского периода и традиционные куклы народов мира, антикварные из частных коллекций и куклы-марионетки, реалистичные и футуристичные, роскошные и непритязательные, — здесь каждый мог найти свою куклу-мечту из детства.

Никто не прошел мимо, не задержавшись возле работ постоянной участницы выставки Ольги Манизер. В этом году она представила свою новую коллекцию – «Цирк лиллипутов». Ее куклы необычны, хотя корни свои берут из традиции, которые в разных странах имели свлое название: в России их именовали Дергунчиками, в Германии – Хампельманами, а в Англии – Jumping Jack, то есть прыгающий Джек. Талантливая художница вручную вырезает их из картона, настолько твёрдого, что приходится использовать специальные ножницы для работы с металлом.

— Ольга, почему куклы? Ведь в вашей творческой династии – художники и скульпторы. Как так получилось, что именно они вас вдохновляют?

— Я с шестнадцати лет занималась графикой. Со временем захотелось выйти за пределы бумаги и холста — в пространство, и так появились куклы. Сначала небольшие, а затем ростовые, то есть в человеческий рост. Именно с этого момента я нашла себя как художник! Кукла позволяет выразить в стилизованной форме красоту человеческого лица, тела; передать характер задуманного персонажа. Мои движущиеся фигуры — плоские, они могут экспонироваться на стене, как картины, и при этом имеют 3D-объём. Так что, традицию своей семьи — и художников и скульпторов — я продолжаю, пусть и не в академической форме!

— А почему на этот раз такая экзотика — куклы-лилипуты? 

— На эту коллекцию меня вдохновила книга «Цирк наизнанку». Читая её, я натолкнулась на историю о том, как в 1980-х не срабатывал реквизит одного акробатического номера. Выход нашли такой: внутрь устройства, подвешенного под куполом цирка, посадили согнутого в «калачик» лилипута, и он сверху выбрасывал жонглёру кольца, мячи и булавы. По словам автора книги режиссёра Александра Гримайло: «Это ноу-хау советского цирка никогда не глючило. Ну, если только после веселых выходных и перебора подзарядки». 

В цирках Лондона мне довелось видеть лилипутов — они всегда находились в свете рампы — побеждали злодеев, покоряли сердца красавиц, летающих на трапеции, и взлетали под купол вместе с ними в лирических номерах. А здесь — зрители замирают от восторга перед жонглером, не подозревая, что в тарелке под куполом сидит крохотный человек со своей судьбой, со своими проблемами и мечтами.

— Каждая кукла имеет свой прообраз, возможно, у неё есть имя?

— Я стремилась передать уникальность и красоту мира этих особенных людей. Он видится мне одиноким и прекрасным — как и образы кинематографа начала XX века. Мне хотелось выдержать этот проект в монохромных тонах, провести параллель между звёздами черно-белого экрана — Марлен Дитрих, Верой Холодной, Чарли Чаплиным, Жозефиной Бейкер. Именно их черты просматриваются в моих сказочных лилипутах. 

У Ольги несколько коллекций, в прошлые годы гости выставки уже могли восхититься её Акробатами Амадеус, серией ростовых фигур из коллекции «Принцесса цирка». Почему же куклы-хампельдинки так привлекательны для зрителей?

— Меня не перестаёт удивлять реакция посетителей выставки, их взаимодействие с моими ростовыми фигурами. В 2019 году они снимались в цирковом комплименте вместе с моими «Акробатами Amadeus». А прошлой зимой мужчины и женщины брались за руки и смотрели друг на друга, имитируя моих Адама и Еву в проекте «На перекрёстках мироздания». Дети любят приводить кукол в движение, принимают их позы, перевоплощаясь на мгновение в кукол. Все всегда смеются – и это прекрасно!

«Развивая традицию хампельманов, Ольга Манизер создала новый жанр в искусстве: ее движущиеся фигуры — это синтез скульптуры и рисунка», — так характеризует творчество Ольги Президент Фонда «Куклы Мира», основатель Музея истории куклы в Москве Лана Летта. И это не просто слова: Ольга — Лауреат VII Международного конкурса среди лучших представителей мирового искусства куклы «Пандора Платинум» в номинации «Единственный в своём роде» за новое пластическое воплощение образа, которое создаёт особый уникальный визуальный ряд.