В Москве показали виртуальные фильмы со всего света

В столице открылся Первый Московский Международный VR фестиваль, в названии которого слово международный – не для красного словца, что по нашим временам уже невидаль. Здесь собраны VR-картины из Франция, Британии, США, Аргентины, Бразилии, уже отмеченные значимыми наградами разных стран. Программа из девяти виртуальных треков, каждый из которых переносит в свою Вселенную, поделена на три сегмента – осознанность, высота и сторителлинг. VR здесь погружает глубоко в себя, выносит на другую высоту или делает соучастником фантастической, при том реальной истории. Первых зрителей больше других потрясла анимационная картина «Мрачные глаза», где солнце устало от людей и покинуло Землю. Забегая вперед, успокоим: светило вернется.

В Москве показали виртуальные фильмы со всего света Кадр из VR-фильма «Записки о слепоте: Темнота».

В центре современного искусства М’АРС впервые стартовал фестиваль VR, который продлится в Москве до середины декабря. Видео из его программы также будут показывать в клубе виртуальной реальности на Острове Мечты и Музее Кино. Посмотреть основную программу в первые дни события пришли в основном студенты и молодые люди, увлеченные передовыми технологиями. «Кинозалом» для показала девяти картин стала небольшая комната, серые стены которой разбавили постеры из VR-треков. Чтобы попасть в другую Вселенную много не надо – специальные очки, наушники, два джойстика (для каждой из рук) и крутящийся вокруг своей оси стул. Надеваешь все это – и ты уже путешествуешь в ином мире. 

 Например, в мире без света – во мгле, которая на поверку оказывает мерцающей волшебным светом. «Заметки о слепоте: Темнота» режиссеров Питера Миддлтона и Джеймса Спинни (Франция, Великобритания) передают ощущения профессора литературы, писателя Джона Халла, который потерял зрение после 40 лет – в 1983-м. А потом почти три десятилетия, вплоть до смерти в 2015-м, вел дневники о своих ощущениях мглы. На их основе и был создан фильм. Халл помнит реальный мир и его сознание конструирует знакомые образы из звуков, шорохов, шума. Мы видим мир его глазами в VR-очках – он состоит из белых огоньков, парящих в ночи. Они похожи на светлячков, которые  складываются картинки: деревья, волнующиеся от дуновения ветра, звонкий ручеек, бегущих взрослых, играющих на площадке детей, лающей всполохами света собаки, машины, внезапно летящей прямо на тебя… Окружающие объекты становятся осязаемыми за счет звуков и напоминают созвездия. На месте слепого ты не просто наблюдатель, ты путешествуешь по ночному миру словно космонавт. Стоит повернуть голову к тому или иному предмету, направить на него джойстик и щелкнуть, как объект начинает звенеть и дышать разливами точек света. В финале однако ночь сменяет ясный день, где объекты уже звучат цветными красками. Знаменитый нейропсихолог Оливер Сакс назвал «шедевром» этот обласканный фестивалями документальный VR-фильм: он получил награды на Tribeca Film Festival и Sheffield Doc/Fest.

В Москве показали виртуальные фильмы со всего света Сцена из интерактивного фильма о беженцах «Ключ».

   В другой волшебной анимации «Мрачные глаза» (режиссер Фернандо Мальдонадо, Франция, 2019 г.) мы оказываемся на месте кукловода и можем наблюдать за забавными маленькими героями планеты, которую покинуло солнце. Огромная фигура светила, напоминающая архаическое божество, однажды просто обижается и уходит. Свет, сквозящий из трещин, которыми усыпана напоминающая застывшую лаву «кожа» Солнца, меркнет. Герои мультфильма – мальчик и девочка с круглыми как пуговицы глаза – остаются один на один со злом, явившемся в виде персонажа с длинными паучьими ногами. Захватывающий, грустный, при этом милый, сюжет рассказан голосом Колина Фаррела. В схватке со злом мальчик умирает, но потом восстает из могилы – кровожадным зомби. Девочка находит способ вернуть его к жизни, приведя в тайную пещеру колдуньи. Та готовит для зомби-Ромео снадобье из коры и веток, а когда он пробует зелье, она падёт на пол и с последним ее вздохом мальчик приходит в себя. Любовь побеждает тьму и солнце, пожалев влюбленных, снова начнает сиять. 

В Москве показали виртуальные фильмы со всего света Погружение VR в галерее.

  Если в этом VR-треке нужно активно крутить головой, успевая следить за сценами, которые возникают из темноты с разных сторон, то в следующем предстоит двигаться, ходить, жестикулировать. Вы в роли Анны, которая не помнит своего прошлого и видит его словно во сне. Интерактивная картина «Ключ» француженки Селин Трикарт, отмеченная наградой Венецианского кинофестиваля, переносит на планету с выжженной землей. Ее коренных жителей захватили чудовища. Ты «просыпаешь» в маленькой квадратной комнате с большими окнами, вокруг несколько таких же инопланетян с белыми лицами лежат по углам без сознания. Вдруг помещение начинает падать, как сломанный лифт, двери открываются – и с порога на тебя смотрит зубастый монстр, почти как в фильме «Чужой»… Несмотря ни на что, VR-путешественник соберет все заветные ключи от собственной памяти, попадет в подводный мир, где спрячется от чудищ. Однако финальный кадры вырвут из рисованной страшной сказки в реальность, которая еще страшней. Оказывается, та самая комнатка с окнами – настоящая. Все вокруг нее разрушено до основания. Это дом беженки Анны, судя по пейзажу, сирийского. Голос за кадром напоминает, что в мире продолжаются десятки боевых конфликтов, в результате которых разрушены дома миллионов людей. Перед нами на потрескавшейся стене возникает фотография беженцев, стоящих в очереди на границе. Виртуальная рука тянется к снимку, и он превращается в изображения пришельца, память которого вы только искали, а потом картинка вновь меняется – и мы видим реальную Анну. Земную девушку с восточными чертами, которая стоит на коленях на берегу океана, нежно трогаю землю, где оказалась, бежав из разрушенного дома.

В Москве показали виртуальные фильмы со всего света VR-версия «Острова мертвых» Беклина.

  Каждая VR-история – погружение в сюрреалистический реализм. Будь путешествие на затерянный «Остров мертвых» с картины швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина (одна из самых известных иллюстраций к древнегреческому мифу о Калипсо), на планету постапокалиптического мира, где выжили только гигантская плесень и грибы, или в «Линию жизни» девушки, которая зависла в зоне без времени и пространства и снова и снова переживает историю любви. После такого VR-погружения немного кружится голова, но на подкорке остается идея, так или иначе высказанная каждым из участников фестиваля: свет побеждает тьму, ведь он есть любовь.