В Нью-Йорке выставили на продажу картину Боттичелли с секретом

Всегда возникают разумные сомнения, когда на публичные торги выходит неизвестная работа признанного мастера эпохи Возрождения, тем более если это Алессандро Филипепи, известный по своему прозвищу Сандро Боттичелли. Его картина «Рождение Венеры», наверное, вторая после «Моны Лизы» по известности в мире. Разумеется, все работы художника наперечет, и появление каждого нового, вновь обнаруженного произведения — большое событие и повод для вопросов. Они, однако, в отношении «Мужа скорбей» как-то померкли в свете сообщения о том, что под основным изображением Христа на картине скрывается еще один рисунок — набросок Богоматери с младенцем. И все-таки: откуда взялся загадочный лот с секретиком и за какую сумму он может уйти с молотка 27 января?

В Нью-Йорке выставили на продажу картину Боттичелли с секретом

Эксперты Sotheby’s заявляют, что это один из последних шедевров, созданных Боттичелли, — датируют его примерно 1500 годом. Здесь сразу следует вспомнить, что политика разделила творческую жизнь художника на два периода. Начало и расцвет карьеры мастера связаны с именами братьев Лоренцо и Джулиано Медичи, правивших Флорентийской республикой в конце ХV века. Возлюбленную Джулиано — Симонетту Веспуччи — Сандро навсегда увековечил в образе Венеры. Боттичелли, возможно, и сам был тайно влюблен в белокурую красавицу: ее черты угадывают на полотне «Венера и Марс», в разных женских портретах и образах Мадонны. Симонетта умерла от чахотки в 23 года, Джулиано убили заговорщики в 25; спустя 16 лет (в 1492 году) скончался и Лоренцо Великолепный, а власть во Флоренции перешла в руки проповедника Савонаролы.

При Медичи Боттичелли был на вершине славы, он получал много заказов, и у него была большая мастерская и много учеников. При Савонароле для Флоренции настало совсем другое время: политические и нравственные преобразования доминиканского монаха сопровождались сжиганием светских картин и книг. И все же Боттичелли поверил проповедям Савонаролы, очаровался его идеями, его сознание и художественный взгляд изменились: художник ушел от мифологических сюжетов и взялся за христианские.

После казни монаха, критиковавшего папскую власть, Боттичелли почти не брался за кисть. «Мистическое Рождество» (1501), хранящееся теперь в Национальной галерее Лондона, считается последней работой мастера. Следующие 10 лет жизни он не писал вовсе, в результате обеднел и был забыт современниками. Как оказалось, на века. Боттичелли заново открыли лишь в ХIХ веке — это сделали прерафаэлиты, которых пленила готическая утонченная и чуть надменная эстетика картин художника, жившего в одно время с Микеланджело и Леонардо. Если бы не английский искусствовед и художник Джон Рёскин (1819–1900), еще неизвестно, была бы слава Боттичелли сегодня столь оглушительна. Все шедевры итальянского художника, по сути, вновь открыты, и все же недавние обретения происходят не по идейным мотивам, а по рыночным законам. Вокруг многих картин до сих не утихают споры — например, известный «Портрет молодой женщины», на котором, очевидно, изображена Симонетта, приписывают также современнику Боттичелли, художнику Якопо дель Селлайо.

О бытовании работы «Муж скорбей», изображающего связанного путами, страдающего Христа в терновом венке и красной тунике, известно лишь то, что в ХIХ веке она находилась в коллекции оперной певицы Аделаиды Кембл-Сарторис (1814–1879). Потом она передавалась из поколения в поколение, пока не перешла к правнучке Аделаиды, леди Кунингхейм, которая продала картину на аукционе в 1963 году за $410 тыс. ($28 тыс.). С тех пор произведение показывалось публично только однажды — на выставке Боттичелли во франкфуртском музее Städel в 2009–2010 годах. Поскольку многие картины Боттичелли написаны не на холсте, а на дереве, и они нетранспортабельны, в экспозиции не было главных «хитов»: «Весны» и «Рождения Венеры», но были портреты Лоренцо и Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи, а также работы позднего периода (савонароловского), которые произвели на публику меньшее впечатление. Боттичелли мало, и он в цене — даже спорный.

— Появление на торгах вновь обретенных работ столь высокого класса неизбежно порождает дискуссии и сомнения. Как говорится: «Карп, ты на руки-то его погляди…» — и так надо сделать, — говорит «МК» эксперт арт-рынка, специалист аукциона ArtSale.info Владимир Богданов. — Вообще, выбор между «однозначно Боттичелли» и «школой Боттичелли» — это вопрос веры. Со старыми мастерами, атрибуцию которых меняли в сторону повышения уровня, такие вопросы будут неизбежно повисать в воздухе. Консенсус специалистов — редкость. Зачастую все равно кто-то из авторитетных экспертов сомневается или отказывается соглашаться с мнением коллег. Так было со «Спасителем мира» Леонардо. И так же было с рекордным «Портретом молодого человека с медальоном» Боттичелли. Их истории словно писаны под копирку. Сначала работа живет долгие годы в ранге «школа–мастерская». Потом происходит покупка за странные 10–15 тысяч долларов (которые даже 30 лет назад не были чудовищными деньгами). Потом происходит чудесная переатрибуция: «Какая же это школа? Это рука самого мастера!» Дальше реставрация, музейное турне, каталоги, экспертизы — и вуаля: на аукцион первого уровня, да с оценкой в десятки миллионов долларов.

Год назад на том же Sotheby’s ушел с молотка «Портрет молодого человека с медальоном»: изображение на доске из тополя размером 58,4×39,4 см было продано за 92,2 миллиона. То есть портрет стал не только самой дорогой картиной Сандро Боттичелли, проданной на аукционе, но и самым ценным полотном кисти старых мастеров. Насчет авторства портрета до сих пор кипят споры: некоторые специалисты считают, что его написал Франческо Боттичини. Кстати, рекордную ставку сделал русскоязычный покупатель — и кто знает, может, сейчас оно спрятано в какой-то тайной комнате на просторах нашей родины. Впрочем, мы можем только гадать: работу после торгов публично не показывали, поэтому в России мы можем любоваться только несколькими дощечками с библейскими сюжетами, которые хранятся в Эрмитаже и Пушкинском музее. Единственную большую работу мастера «Поклонение волхвов» (1482), некогда купленную Александром III, большевики продали в 1930-м за $838 тыс. США, и теперь она хранится в Национальной галерее искусств (Вашингтон).

Сможет ли «Муж скорбей» побить рекорд «Портрета молодого человека с медальоном»?

Нынешний топ-лот габаритнее: размер живописной деревянной панели — 69×51,4 см, вместе с рамой получается 116,2×100 см. К тому же у этого Боттичелли есть интригующая тайна. Перед аукционом специалисты Sotheby’s провели технический анализ и в инфракрасных лучах увидели набросок, спрятанный под изображением Христа. Это фигура Мадонны с младенцем — один из излюбленных сюжетов Боттичелли. Предполагают, что художник отказался от него из-за узла на дереве, который оказался между ликами Богоматери и младенца. Исследование живописи в инфракрасных лучах также показало, что автор менял детали портрета Христа: корректировал шипы на виске, брови, контур подбородка, пальцы…

— Эстимейт «Мужа скорбей» публично не объявлен, но известно, что Sotheby’s рассчитывает примерно на 40 миллионов долларов. Нормально, — считает Владимир Богданов. — Учитывая, что в прошлом году «Портрет молодого человека с медальоном» продали за 92 миллиона. Причем примерно с такими же проблемами. Но формат прошлогодней работы был куда более коммерческим. Религиозный сюжет «Мужа скорбей» сужает базу потенциальных покупателей — как среди коллекционеров, так и среди музейных институций. Но хуже всего, что наблюдатели до сих пор перешептываются по теме «сам или школа». А значит, есть риск попасть в двусмысленную ситуацию, как с покупкой «Спасителя мира». Первоклассный аукционный дом, музейная поддержка, колоссальные деньги, а на выходе — череда недоразумений. И тем не менее прогноз такой: «Муж скорбей» будет продан дороже 40 млн долларов, но дешевле 100 млн. Где-нибудь за 55 млн. «Весна» или «Рождение Венеры» стоили бы больше 500 млн. А «Муж скорбей» — нет, на порядок меньше. Хоть и редкость необыкновенная.

Бешеных миллионов не стоит ждать еще и потому, что цены на старых мастеров уже много лет растут гораздо медленнее, чем на послевоенное и современное искусство. Новое поколение покупателей выбрало яркое, энергичное искусство, понятное по языку, по эмоциям и которое можно печатать на футболках. Старые мастера многим «не заходят».

С другой стороны, аукционы с надеждой смотрят на смелую азиатскую аудиторию и смелых политиков, которые за два пандемийных года напечатали невообразимое количество денег. Так что скоро ничему не нужно будет удивляться.