В рамках «Страны.doc» разбирались в частной жизни Пелевина и русской спасительницы альбиносов Гвинеи

В рамках документального проекта «Страна.doc» в разных городах страны представят неигровые фильмы о тех, кого знают все, как Виктор Пелевин, тех, кто шьет обувь, спасает альбиносов в Гвинее, и работает на экскаваторе, имея имя Пушкин.

В рамках «Страны.doc» разбирались в частной жизни Пелевина и русской спасительницы альбиносов Гвинеи Кадр из фильма «Пелевин».

«Пелевин» Родиона Чепеля — документально-анимационный фильм, снятый к 60-летию самого загадочного русского писателя. Многие сомневаются в его существовании. Но до начала 2000-х Виктор Пелевин давал интервью, а потом исчез. Ничего кроме его книг не появлялось. Его не видели даже друзья, он словно растворился в пространстве. По предположению его однокурсницы, литературного критика Галины Юзефович, Пелевин живет, скорее всего, в Германии или Италии, а может быть, на две страны. Однокурснику Виктору Куллэ он звонил из Бразилии. Ходят слухи, что живет Пелевин на даче в Абрамцеве, а может, и в Чертанове. В любом случае, это человек, выбравший частную жизнь, он — текст и нет смысла с ним разговаривать.

Авторы фильма предпринимают попытку воспроизвести биографию писателя, рассказывают, что окончил он московскую школу № 31, где учился с Михаилом Ефремовым и Степаном Михалковым. Потом семья из центра переехала в Чертаново, и мы вместе с режиссером совершаем прогулки по этому мистическому району, воспетому кинематографистами. В его перелесках можно забыть, что ты в мегаполисе. Какое-то время Пелевин учился в Иране, где работал его отец. Но информации о родительской семьей мало, а уж о его собственной вообще нет. Главный редактор «Литературного обозрения» Виктор Куллэ вспоминает совместные годы учебы в Литинституте. Теперь хотя бы можно быть уверенным в том, что Пелевин не фантом. Он был и где-то есть.

Чтобы разобраться с мистификациями, Родион Чепель встретился с другом детства Пелевина Евгением Петренко, художником Гермесом Зайготтом, первым главредом российского VOGUE Аленой Долецкой, которую пригласил в ресторан с анимационным Пелевиным. Души в дублере нет, он какой-то неживой, в темных очках. Последние фотографии Пелевина — родом из Китая, где он побывал в компании китаиста Бронислава Виногродского во время вояжа по буддийским и даосским монастырям. Хотя уже тогда запретил себя фотографировать. Любопытно, что был там и ветеран ФСО Игорь Чечеткин, ставший еще одним свидетелем реального существования Пелевина. Ольга Аминова, экс-редактор Пелевина рассуждает: «Все ищут с ним встречи, но никто его не видит. Что это за модель? Это модель Бога. Ее очень удобно использовать, и это работает. Есть только текст. Не надо интервью, не надо публикаций, не надо мелькать на экране».

В рамках «Страны.doc» разбирались в частной жизни Пелевина и русской спасительницы альбиносов Гвинеи Кадр из фильма «Ангелы Милы».

Еще один фильм, заявленный в рамках «Страны.DOC», создан киностудией им. Горького. «Ангелы Милы» Анастасии Трофимовой снимались в России, Италии и Гвинее, где большую часть времени проводит Мила Ануфриева — некогда владелица модного питерского бутика. На ее показы приезжали Линда Евангелиста, Ева Герцигова, Клаудия Шиффер, Наоми Кэмпбелл. Родилась Мила в Белоруссии, хотя все родные из Ленинграда, занималась фарцовкой, как и многие представители ее поколения. Одевала Билла Клинтона и Стинга, а потом у нее отжали бизнес, онкология поразила глаз. А глаза — самое изумительное, что было у этой красивой женщины. Онкологию она победила. А нашла она себя в помощи другим. Мила могла бы жить в Европе, поскольку замужем за итальянцем, и там живет ее сын. Но она спасает в Африке детей-альбиносов. А Диоры, как он говорит, кажутся ей надуманными. Белесые маленькие существа с усыпанной родинками кожей стали смыслом ее жизни. Есть в Гвинее поверье: переспишь с альбиносом — удача гарантирована. Гениталии и конечности таких детей как амулеты. Ради них раскапывают могилы. В Африке порядка 130 тыс. альбиносов, которые на фоне темнокожего населения особенно заметны. Достаточно 10–20 долларов, чтобы иметь связь с таким ребенком. Надо только выйти на мост попрошаек в Гвинее. Мила забирает таких детей на улице у матерей, продающих их в сексуальное рабство и местным шаманам, использующим их в обрядах жертвоприношения. Малыши живут в приюте, где их лечат, образовывают. Удивительная судьба, а дети — лучшие режиссеры этой картины.

«Переправа» Насти Тарасовой снималась в пограничных городах России и Китая, Благовещенске и Хэйхэ. Их разделяет река, а соединяет первый общий мост, заложенный перед пандемией. Гуляя по набережной Благовещенска (спасибо за это фестивалю «Амурская осень»), многие видели сияние огней на другом берегу. Великолепная подсветка предназначена для россиян, не для китайцев, которые ее не видят. Совсем недавно это был заштатный городок, превратившийся в сверкающий мегаполис за двадцать лет. Студентка Чэнь Юэцзюэ связывает будущее с Россией, а русский фотограф и тренер Олег становится профессором китайского университета. Люди знают язык соседней страны, дружат, но все это словно перешло в прошлое: какой будет жизнь после пандемии, не знает никто.

Проект «Руками» снимали режиссеры из разных российских городов о людях рабочих профессий. Мария Козлова отправилась к обувщикам и водителю экскаватора по имени Александр Сергеевич Пушкин, чтобы понять смысл жизни. Для современного Пушкина он в том, чтобы вырастить умного сына, в гордости за жену, которая в итоге помешала его участию в съемках: слишком часто режиссер общается с ее мужем. Пушкину пришлось отказаться от дальнейшего диалога, но и того, что вошло в картину, достаточно: образ отдельного человека и страны есть.