В сериале «Собор» оказалось многовато любви и маловато истории

Новый сезон сериальных телепремьер обещает диванным критикам массу поводов для радости и злости. Анонсированы проекты самых разных жанров, включая столь популярные у нашей публики исторические сериалы. «Собор» режиссера Сергея Гинзбурга уже в эфире и собирает самые разные отклики.

В сериале "Собор" оказалось многовато любви и маловато истории Светлана Иванова на съемках сериала «Собор». Фото: Пресс-служба первого канала

Больше всех недовольны те, кто по-прежнему надеется на исторические сериалы как на видеоконспекты учебников. Такую публику чаще всего ждет разочарование, потому что даже в проектах, привязанных к известным историческим событиям, самим событиям придается не то чтобы много значения. «Собор» тоже лишь отчасти про историю, но это не лишает сериал определенного шарма.

Фильм посвящен эпохе Петра I, и это время, конечно же, можно назвать весьма кинематографичным. Всего за несколько лет реформы Петра во многом изменили страну, и у этих изменений есть яркий визуальный характер. Вторжение европейской моды, архитектурная революция, новый бытовой уклад жизни, наконец, российская армия — все становится другим. Чтобы сделать эти перемены ощутимыми еще и на картинке, постановщики проекта по ходу развития сюжета добавляли в сцены больше цвета, и такой прием позволяет еще яснее показать динамику жизни героев.

Нужно признать, что в визуальном отношении местные сериалы становятся все лучше. Как только в индустрии появились деньги, продюсеры сразу же загорелись желанием плеснуть богатства в картинку. Хорошая новость заключается в том, что это научились правильно выполнять. То же самое можно сказать и про работу художников по костюмам, гримеров и реквизиторов. Все они сделали зрителю красиво, но кому-то явно было мало.

Трудно вспомнить, когда в последний раз народные критики так ругали актеров, задействованных на съемках. Вроде бы в кадре одни звезды: Светлана Иванова, Максим Аверин, Александр Балуев, Юлия Снигирь, Ян Цапник, Юрий Чурсин и так далее. Но почти ко всем возникали претензии. Иногда, возможно, и по делу.

Светлана Иванова и Сергей Марин сыграли юную княжну и влюбленного в нее крепостного. В способностях Светланы войти в любую эпоху и быть там весьма убедительной, кажется, никто не сомневается. Но в сюжете про пылкую молодую любовь, которая толкает крепостного на службу в армию, где можно быстро дослужиться до титула и стать ровней девушке своей мечты, все же хотелось видеть актеров более легкомысленного возраста.

Ян Цапник большой комедийный талант, и Меньшиков в его исполнении персонаж отчасти комичный. И если бы «Собор» был комедией, то актер идеально бы в нее вписался. Но некоторый пафос всего происходящего в кадре явно не хочет принимать обаятельного жулика, и все усилия Цапника кажутся не совсем уместными.

Наконец, Максим Аверин в образе Петра. Актеру не делали сложный грим, только усы и парик, но дело здесь, конечно, не в схожести. После того как в «Тоболе» императора сыграл Дмитрий Дюжев, остается лишь надеяться, что его трактовка этого образа была самой безумной. К Аверину претензий куда меньше. Точнее, нет совсем. Но, видимо, правы те, кто не может отделаться от мысли, будто с высоты царского роста на вас смотрит доктор Брагин. Бэкграунд — страшная вещь, а он у Аверина такой внушительный, что просто так стать Петром не получается.

Наверное, всех, кто так или иначе критиковал «Собор», объединяют обманутые надежды. Хотелось историю в деталях, а получили любовь в интерьерах восемнадцатого века. В подобной ситуации, наверное, с самого начала следовало доверять взгляду режиссера, который утверждал, что снимал большое приключенческое кино с драматичной историей любви. Если относиться к сериалу именно так, то все встает на свои места.

Он уходит на войну, чтобы вернуться героем с титулом и наконец жениться на той, которую всегда любил. И так уж получилось, что на его пути возник царь-реформатор, дворяне-заговорщики, иноземцы, желающие гибели Руси, и прочие неприятности.