В усадьбе Черткова возродился крепостной театр

В усадьбе Салтыковых-Чертковых на Мясницкой, в ярко-голубом особняке в стиле рококо состоялась премьера иммерсивного спектакля «Лубянский гример». Зрители бродят по анфиладам старинного графского дома, богато декорированного зеркалами, готической лепниной, дубовыми панелями, замысловатыми каминами, мавританской мозаикой, мраморными лестницами, выстроенными по проекту знаменитого архитектора Шехтеля. А в залах разыгрываются сценки из жизни русского крепостного театра начала XIX века. Юные актрисы в фривольных нарядах репетируют пьесу из жизни индусов, влюбляются, гримируются, подвергаются пыткам, играют премьеру, совершают побеги и, в конце концов, создают театр будущего.

В усадьбе Черткова возродился крепостной театр

Разделившись на четыре группы, зрители собираются в разных локациях, откуда им предстоит совершить променад по закулисью крепостного театра жестокого Графа. Графа играет весьма обаятельный и привлекательный Эдуард Флеров. Создатели спектакля также анонсируют в этой роли Леонида Якубовича. Надо признать, что со своими холопками, наряженными в весьма эротичные кринолины и лифы, он скорее нежен, чем груб. Однако великолепная Евдокия Германова, которая играет Любовь Онисимовну, некогда крепостную актрису, а ныне хозяйку общедоступного театра, раскрывает истинное положение артистов:

— Кто роль забыл или слова перепутал, тех прямо в антракте за кулисами пороли, так что до зрителей в зале стоны да вопли доносились. За грубость дворецкому, за промашу малейшую батогами били. А уж буде кто с графской актрисой пробовал шашни завести, тех даже и до смерти замучивали.

Как именно замучивали – зрители видят собственными глазами: за окном стонет реально подвешенный вниз головой страдалец. Проводники в черных плащах с капюшонами ведут гостей усадьбы дальше – вглубь сюжета спектакля и истории русского театра.

Спектакль Эдуарда Боякова – первая премьера его Нового театра – основан на прозе Николая Лескова. Фабула «Тупейного художника», главного литературного первоисточника спектакля, дополнена и продолжена.

В усадьбе Черткова возродился крепостной театр

Главный герой, театральный гример Аркадий (Кирилл Клименко), становится героем в полном смысле слова, отдав свою жизнь за Отечество. А Люба (Дарья Дуженкова) оказывается родоначальником режиссерской династии – ее внуку (Валентин Клементьев) суждено будет создать современный театр. И на вопрос, «каким он должен быть?» основоположник отвечает: «Скажу, каким он не будет: скучным, жестоким, безбожным».

В финале все зрители сошлись в главном театральном зале, чтобы увидеть пафосно-смешную индийскую драму «Прекрасная Саконтала», а потом и конец всей истории о художнике, совершившем подвиг, о раскаявшемся порочном графе и о крепостной актрисе, превратившейся в хозяйку театральной труппы. А еще увидели тот самый занавес, ставший одним из символов нового театра режиссерской эпохи: не опускающийся, а раздвигающийся.