Владимир Мирзоев поставил «Две стрелы» Александра Володина

В небольшом полуподвальном пространстве «Внутри» Владимир Мирзоев возобновил поставленный когда-то спектакль по пьесе «Две стрелы» Александра Володина. Написана она была в 1967 году, но впервые появилась на сцене в 1980-м, потому что пугала, хотя и сделана как притча. Протагонисткой вновь стала Елена Коренева, можно сказать, муза Владимира Мирзоева.

Владимир Мирзоев поставил "Две стрелы" Александра Володина Сцена из спектакля.

Это независимый проект Театра-студии «Белый Шар», дополняющий тему, затронутую в спектаклях Мирзоева «Я убил царя» и «Толстой — Столыпин. Частная переписка». Режиссер делает еще одна попытку исследовать историю преступления. И если «Я убил царя» — хроника расправы над царской семьей, то теперь — фиксация одного расследования, попытка понять, кто же убил соплеменника.

Пространство камерное. Художник Сергей Тырышкин оставляет его свободным. Лавки позволяют менять мизансцены. На них герои парятся в бане, лежат, из них сооружают пирамиды. Актеры совсем рядом. Мы слышим их дыхание. Ничего не скрыть. Перед спектаклем к публике обращается продюсер Олег Карлсон и разрешает снимать на телефон во время действия, делиться фото и видео в соцсетях. Главное — убрать звук, чтобы не мешать артистам. Это, конечно, рискованный шаг, на который время от времени идут наши театры. Однажды на «Золотой маске» довелось присутствовать на таком эксперименте, и это была беда. Светящиеся экраны разрушали ауру спектакля. По счастью, здесь повальной съемки не случилось. Публика собралась культурная.

Начинается все с бани, где парятся «первобытные» персонажи Володина, определившего жанр своей пьесы как детектив каменного века. Мир един. Все делается сообща и до поры до времени не предвещает беды. Начинается отсчет со слов Володина, предваряющих дальнейший ход событий. С того, что люди были равны и свободны, жили и охотились сообща, назывались родом. А потом их патриархальный мир дал трещину. Так кто же виноват?

Владимир Мирзоев поставил "Две стрелы" Александра Володина Елена Коренева в роли главы рода.

Перед нами самые обычные и неплохие вроде бы люди, в которых просыпается зло. Вновь Владимир Мирзоев пытается выявить суть человеческих пороков вместе с командой из восьми актеров во главе с Еленой Кореневой. Сыгравшая в «Я убил царя» пуделя цесаревича Алексея и еще две роли, она в этот раз становится главой рода. Собирается совет. Елена Коренева как старейшина им руководит, покуривая трубку. Надо разобраться, кто же вонзил Длинному в спину две стрелы. Под подозрением Ушастый. Его сыграл Сергей Беляев, знакомый зрителям по кино, в частности, сериалу «Чики». На вид это вполне современный парень в красных шароварах и красной вязаной шапке, какие сейчас носят и в холод, и в зной. Именно стрелы Ушастого принесли смерть, но ведь свой колчан он потерял. Глава рода ему сочувствует, даже советует удрать. Однако Ушастый берется сам за расследование и находит убийцу. Но все оказывается гораздо сложнее. Здесь каждый в чем-то виноват.

Пьеса Володина, которой открыли шлюзы в 80-е, ставилась по всей стране. Ее иносказание наполняли злобой дня иногда буквально. В одном провинциальном театре главу рода олицетворял покинувший президентский пост Борис Ельцин. В 1989 году Алла Сурикова экранизировала «Две стрелы», пригласив на главную роль брутального Армена Джигарханяна. То есть всегда в облике этого персонажа присутствовало мощное мужское начало. А тут Елена Коренева — хрупкое и нежное создание, хотя мы знаем ее независимый характер, способность говорить правду, когда другие предпочитают молчать. После нескольких лет затишья в ее актерской биографии случился бум. Она ярко и мощно работает в кино. Любая, даже эпизодическая роль — событие. И вот теперь вожаком становится женщина. Все сообразно времени. Но мысли о фемповестке в голову не придут, поскольку ничего намеренно актуального Владимир Мирзоев не насаждает. Он просто задает умные и неудобные вопросы, приходящие в голову мыслящему человеку.