Во французском Ниме выпускницы ГИТИСа поставили оперу про беглого раба

Хорошая новость в условиях санкций и тотальной русофобии пришла из французского Нима. Здесь на первом фестивале Академии музыкального театра, с восторгом была принята работа двух выпускниц российского ГИТИСа, участвовавших в фестивале. Режиссёр Виктория Агаркова и сценограф Ирина Дерябина представили французской публике  малоизвестную монодраму «Эль Симаррон» Ганса Вернера Хенце.

Во французском Ниме выпускницы ГИТИСа поставили оперу про беглого раба

Этот фестиваль собрал более тридцати молодых участников из 12 стран: американцы, канадцы, французы, мексиканцы, англичане, итальянцы съехались в старинный Ним. Лекции, мастер классы, репетиции объединили молодых режиссёров, композиторов, драматургов, дирижеров, продюсеров, из которых были составлены три команды. Каждая получила отдельное место в городе для работы над одним из трёх музыкальных произведений, партитуры которых были адаптированы к разным городским площадкам — «История солдата» (1917) Игоря Стравинского, написанная им в 1917 году, «Рецитации» (1978) Жоржа Апергиса и малоизвестная монодрама «Эль Симаррон» Ганса Вернера Хенце — сочинение конца 60- начала 70-х прошлого века. Как раз последнюю и представили выпускницы  российского   ГИТИСа. 

«Эль Симаррон», по выражению самого композитора представляет из себя «концерт для четырёх исполнителей: вокалиста, гитариста, флейтиста и перкуссиониста», в котором музыканты постоянно взаимодействуют с певцом-актером, и где юмор соперничает со страстью к жизни. Баритон Иван Гарсия повествует о колонизации Кубы, отмене рабства и кубинской революции на примере жизни беглого раба Эстебана Монтехо. Виктории Агарковой и Ирине  Дерябиной удалось минимальными средствами придать этой истории одновременно динамизм и плавность. Единственным декоративным элементом постановки стала  связка из девяти крепких верёвок, закреплённых на сцене: в разных сценах они работают то  тюремной решёткой, то кандалами заключённых, то кнутом бригадиров.

Надо сказать, что творческий тандем Агарковой и Дерябиной сложился ещё в стенах ГИТИСа. На учебной сцене в своё время девушки выпустили оперу «Боярыня Морозова» Родиона Щедрина, а в Детском музыкальном театре Натальи Сац — «Оуэн Уингрейв» Бенджамина Бриттена. 

То, что Виктория Агарков рассказали «МК» о своей работе на фестивале во Франции в современных реалиях кажется совершенно нереальным, хотя ещё совсем недавно это считалось нормой:

— Наше участие в работе музыкальной французской Академии и постановка оперы «Эль Симаррон — этоприобретение бесценного опыта. На онлайн сессии (она была ещё в феврале) проходило обсуждение идеи будущего спектакля, особенностей его реализации, и мы тогда учли все рекомендации, которыми так щедро делился ведущий французский оперный режиссёр Энтони Гиндт, дирижёр Лео Варински и сценограф Элизе Капденат. Все договоренности по обеспечению спектакля техникой (световые приборы, система сброса занавеса, дым машины и т.д)  выполнены, все наши пожелания и просьбы учитывались и выполнялись на любом этапе рождения спектакля. 

Во французском Ниме выпускницы ГИТИСа поставили оперу про беглого раба

Итог совместной работы не заставил себя ждать. Спектакль произвёл буквально фурор среди поклонников оперного искусства и французского театра. После показа  долго не смолкали аплодисменты, и русские постановщицы получили хвалебные отзывы от специалистов Академии и ведущих директоров театров Франции. Конечно, кто знает, что было если бы девушки к постановке взяли произведение Чайковского, Шостаковича или Губайдулину, но факт остаётся фактом — работа молодых   русских принята на ура.