Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка «Открытика»

Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка с необычным названием «Открытика». Ее авторы изобрели столь странное слово, вспомнив о популярных в советские годы праздничных открытках. И хотя зимние каникулы позади, выставка сохраняет новогоднее настроение, представляя фантастический календарь, созданный на основе работ современных художников.

Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка «Открытика» Импровизированная планерка.

Первый день календаря посвящен Дню буквы, придуманном вместе с коллажем в виде инсталляции из небоскребов, усыпанных буквами, художником-микрокосмистом Михаилом Молочниковым. 9 января объявлен медиахудожником Антоном Батишевым Днем фужера и сопровождается его работой «Иллюзия праздника», напоминая о том, что еще «самое время выпить со вкусом зимы». 11 февраля — День тарелки, зафиксированный керамистом Натальей Хлебцевич. Ее фарфоровый набор «Утечка оранжевого» выставлен словно бы на подоконнике. Разглядывая тарелки, смотришь через окно на светящуюся Луну Леонида Тишкова и веришь в то, что благодаря ей человек действительно способен преодолеть одиночество. Сам художник путешествует со своей Луной по всему миру, зажигает ее, фотографирует, едет дальше. День Луны пришелся в фантастическом календаре на 16 сентября.

Посетителей приглашают одновременно и в ушедшие 1960-е, и в далекий 2068 год. В день открытия выставки гостей ориентировали на моду 60-х, и кое-кто пришел в стилизованной одежде. О том времени теперь вспоминают по образам Жаклин Кеннеди, Одри Хепберн, Джейн Биркин и Катрин Денев, забывая о том, что советская мода была иной. Но 60-е давно стали мифом, хорошо вписавшимся в контекст свежесочиненного календаря с его полетами во сне и наяву. Рядом с новыми работами представлена ваза «Спутник», созданная в 1959 году Владимиром Филатовым. На стене висит ковер «Огни строек» Лидии Колосовой 1967 года, хранящийся в Музее декоративного искусства. Он редко экспонировался, и это тоже взгляд в далекое индустриальное будущее с его трубами, вышками электропередачи, железнодорожными цистернами, ставшими для нас явью. Теперь и мы можем фантазировать на темы будущего, но каким оно будет, сложно даже представить. 

В центре выставочного зала установили овальный стол, заполненный раритетными журналами «Декоративное искусство», первый номер которого вышел в 1957 году. Первые посетители присутствовали на редакционной планерке времен СССР, где обсуждался готовящийся к печати номер. За столом искусствоведы, Любовь Савельева — автор представленной на выставке композиции из стекла «Сокольники» (1975), напоминающей деревья, помещенные в стеклянные колбы или сосульки, а также кураторы проекта «Открытика» — журналист «МК» Мария Москвичева и наш автор Дмитрий Гражевич. После деловой части можно было устроиться в уголке с креслами эпохи оттепели, взяв из старого шкафа журналы и книги по искусству, а потом вернуться к календарю будущего.

Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка «Открытика» Композиция «Сокольники».

Каждый из «футуристических праздников» представлен в двух ипостасях — это оригинальные работы художников и их копии в открытках. Помимо вышеназванных праздников современные художники придумали День индустриальной оперы вместе с куклами ручной работы от Веры Сажиной, День мухи от Константина Худякова, придумавшего еще в эпоху застоя, как строить города при помощи искусственного интеллекта. 

Поэт и один из основоположников московского концептуализма Лев Рубинштейн провозгласил 3 июня Днем парашюта в честь одного из первых парашютистов Жана Пьера Бланшара. Специально для выставки он нашел давно забытые библиотечные карточки, написал на них текст о том, что в этот день люди будут свободно парить в воздухе, украсив себя разноцветными лоскутками парашютного шелка. 21 июня Андрей Митенев назвал Днем улитки и сопроводил «Улиткой на склоне Фу», которая поднимается по ломтику ярко-красного арбуза. Рашид и Инесса Азбухановы, работающие с деревом, о котором могут говорить бесконечно, приехали на открытие выставки из Дмитрова, чтобы представить резное панно «Первый снег» с «элементарными частицами» из натуральных пигментов, сусального золота и серебра, напоминающими фантастические шестеренки. Инесса родилась 5 ноября, и именно этот день стал Днем первого снега. 

Какие-то работы с трудом удалось привезти из других стран, а последняя картина Олега Целкова «Человек», пока еще нигде не выставлявшаяся, из Парижа в Москву так и не добралась, хотя приемная дочь художника всячески содействовала этому. Пришлось выставить не оригинал, а печать по холсту. 15 июля кураторы назвали Днем человека, «когда ты понимаешь себя». Последний листок открыточного календаря — 2 декабря — стал Днем микроба. Он, по замыслу Людмилы Крутиковой, представившей работу из каменной массы с использованием глазури «Столкновение множеств», символизирует этап, когда человек перестал бояться незримых микроорганизмов. Многие художники, чьи работы экспонируются в эти дни в Музее декоративного искусства, стали героями публикаций Марии Москвичевой в «МК».