Выставка плакатов показала тенденцию: ушли от остроты в картинность

В Розовом зале Российский государственной библиотеки открылась выставка плакатов, созданных художниками за последние десять лет. Сюжеты и стиль исполнения многое говорят о духе времени и трансформации одного из самых популярных видов искусств. Пандемия, космос, театр, книжная иллюстрация – вот темы, что оказались в фокусе авторов, чьи работы теперь будет сохранены навсегда в фонде главной библиотеки страны. «МК» вгляделся в плакаты недавнего прошлого.

Выставка плакатов показала тенденцию: ушли от остроты в картинность

Советская эпоха началась с культурной революции, и, пожалуй, самым важным признаком социалистической модернизации стал переход от образного визуального языка к знаковому, что наиболее ярко проявилось в искусстве плаката. Доступный, лаконичный, насыщенный цветом жанр запустил цепную реакцию — самобытная советская графика вдохновляет дизайнеров по сей день. Последствия той революции сейчас мы видим на улицах города, пестрящих разнообразными афишами разного содержания и назначения.

Выставка плакатов показала тенденцию: ушли от остроты в картинность

Большая и лучшая часть наследия плакатного искусства прошлого хранится в РГБ. По словам руководителя отдела изоизделий Любови Родионовой, сейчас в фондах находится более 400 тысяч плакатов. Среди них, например, работы Дмитрия Моора, который возглавлял первое в СССР профессиональное объединение художников этого направления – Общество работников революционного плаката (ОРРП). Спустя два года после своего создания общество вошло в состав Московского союза художников. 

Современные художники, которые входят в профобъединение, сегодня продолжают пополнять фонды РГБ – на выставке представлено несколько десятков работ. Большинство из них созданы не на заказ, а по велению сердца. Впрочем, есть несколько плакатов, сделанных по конкретному поводу – к премьере спектакля и как афиша выставки.

– Плакат – это лаконичная форма, в которой доступно выражается какая-то глубокая мысль, а наша задача передать потомкам образцы этого искусства, которые создаются сегодня и отражают наше время, – сказал на открытие президент библиотеки Виктор Федоров. – Позволю себе лирическое отступление. В юности я жил в маленьком привокзальном городке в Псковской области. Только женился. Однажды прихожу в больницу, а там плакат, где схематично изображены мужчина и женщина в форме треугольников. Между ними мерцают молнии, а внизу подпись: «Каждая ссора – удар по нервам». Мне так это понравилось, что каждый раз, когда назревала ссора с женой, я вспоминал этот плакат и старался снизить накал эмоций. 

Выставка плакатов показала тенденцию: ушли от остроты в картинность

Эта личная история хорошо иллюстрирует плакатный принцип, где яркий графичный рисунок обычно сочетается с «ударным» посланием зрителю. В этом смысле современные плакаты уступают советским. Вот, например, космический раздел. «Бип-бип-бип…» – читаем мы над изображением спутника, летящем на фоне космоса, который нарисован в стиле картины Ротко. Работа Михаила Ермолова ближе к живописи, нежели к лаконичному плакатному языку. Василий Чекашов изобразил космическую ракету с росписью в духе хохломы и подписал – «Кузькина мать», напомнив тем самым об известном высказывании Никиты Хрущева. Высказывание образное, но не очевидное, зрителю предлагается домысливать самому. 

Выставка плакатов показала тенденцию: ушли от остроты в картинность

Ковидная тема тоже картинна. На плакате Леонида Павлова видим живописную смерть, написанную широкими мазками, в красной короне-молекуле. Наталья Евладова иллюстрирует фразу «Оставайся дома» в стиле комикса, где мужчины бегут от страшного зубастого монстра в короне. Другая ее работа на ту же тему сделана в стиле компьютерной игры Pac-Man и подписана: «The game isn’t over». 

Выставка плакатов показала тенденцию: ушли от остроты в картинность

Праздничные плакаты к Новому году, 8 Марта и 1 Мая тоже не ранят острым словом, но полны любопытных художественных решений. Есть игровые: 8 Марта представлено в виде игральной карты – восьмерки червей. Или почти лубочные – как на плакате Елены Вагановой, которая рисует веселое семейное застолье с Дедом Морозом во главе. 

Выставка плакатов показала тенденцию: ушли от остроты в картинность

Книжные и театральные плакаты глубже и выразительней, и они тоже далеки от авангардных советских плакатов, вроде тех, что делал Маяковский в 1920-х или создавались в «Окнах РОСТА». Вот, например, иллюстрация Василия Черкашова к рассказу Федора Достоевского «Кроткая». На розовом фоне женская фигура в строгом платье держит в руках собственную голову. На одеяние наложен тонкий узор, который можно разглядеть лишь вблизи, – в виде схематично прорисованных голов очень разных людей. Красивая и тонкая работа. Вот еще одна выразительная вещь – с надписью «Книга». Она сделана как будто на потемневших досках. В нижней части плаката две условные безликие головы, словно вырезанные из дерева. На самом деле все это – компьютерная графика. 

Выставка плакатов показала тенденцию: ушли от остроты в картинность

А вот афиша к конкретной выставке, посвященной 100-летию Станислава Лема: черно-белый портрет писателя-фантаста, из головы которого вырастают образные башни.

Одна из самых оригинальных работ в экспозиции сделана художником Николаем Вяткиным для детского спектакля-променада «Конфетенбург», который когда-то шел в ныне несуществующем ГЦСИ (Государственном центре современного искусства). Перед нами мегаполис в причудливой синеве, который превращается в сказочный, сновидческий город. Одна из башен увенчана прелестной лошадкой-качалкой. Работы, сделанные на заказ, по эстетике не выделяются от авторских, созданных для себя.

Выставка плакатов показала тенденцию: ушли от остроты в картинность

Налицо тенденция: плакаты последних лет ушли от острых высказываний и лаконично-условной знаковой системы и стали более декоративными, игровыми, эклектичными, картинными.