«Заплачу сейчас»: Валентина Талызина отпраздновала 87-летие на сцене в инвалидном кресле

Актриса триумфально вернулась в родной театр Моссовета через три года после инсульта. В свой 87-й день рождения Талызина исполнила главную роль в спектакле и отпраздновала успех с коллегами.

В театре Моссовета 22 января состоялась долгожданная премьера спектакля «Волки и овцы» с легендарной Валентиной Талызиной в главной роли. Дата была выбрана неслучайно — именно в этот день народная артистка отмечала свое 87-летие. И встречать его на сцене — для нее главный подарок.

«Заплачу сейчас. Не надо, конечно, зачем. Я очень редко плачу. А, как я говорю в пьесе Островского: «Я еще поживу». Благодарю всех: моих друзей и коллег, которые собрались сегодня и играли для вас. Мы очень волновались! Но как видите, под руководством нашего капитана корабля сквозь льды, шторм, пески мы прошли и дошли до конца. Мой день рождения — это так просто. А вот то, что мы премьеру сыграли — это гениально», — резюмировала Талызина уже в финале под овации зала.

К слову, Валентина Илларионовна стала и инициатором постановки, так как давно мечтала сыграть своенравную и хитрую помещицу Меропу Давыдовну Мурзавецкую. Несколько лет назад у народной артистки случился инсульт, она долго восстанавливалась и вот, наконец, смогла полноценно вернуться к работе. С идеей Талызина пришла к режиссеру Игорю Яцко (худруку Школы драматического искусства): встретившись на даче, они обсудили концепцию, ансамбль актеров. И в итоге все сложилось.

Масштабные декорации, шикарные костюмы, оттеняющие характер героев, острый юмор, который то и дело вызывает вспышки смеха в зале, — спектакль получился в лучших традициях классического театра. Невозможность Валентины Илларионовны полноценно передвигаться после перенесенной болезни тоже обыграли изящно: то она появляется на повозке, то гордо восседает в кресле. Это к ней все ходят целовать ручку и кланяться, а не она снисходит до «людишек».

Но сказать, что Талызина статична язык не поворачивается: ставка сделана в первую очередь на мысли и чувства ее героини. Яцко в принципе оставил диалоги пьесы не тронутыми, с одной стороны, немного сбавив динамизм, с другой — давая возможность вернуться в настоящий психологический театр. Вот Меропа Давыдовна искренне жалеет племянника-алкоголика, вот, сверкая глазами, плетет интриги с пройдохой Вуколом Наумовичем. В одной из сцен, пойманная на преступлении и подделке документов, актриса и вовсе падает на колени и ползет к своему «прокурору» — помещику Беркутову (Александр Яцко). Тут весь зал, конечно, ахает.

Наверно, один из самых трогательных эпизодов спектакля (он же — отступление от классической пьесы) — когда под мелодичный романс на экране начинают мелькать черно-белые фотографии молодой Талызиной из ее личного архива. Актриса (или ее героиня — определить сложно) в этот момент закрывает лицо руками, с ностальгией вспоминая ушедшую молодость.

не пропуститеВалентина Талызина: «Уход Домогарова из театра — большая утрата, потому что на него шел народ»

Однако, больше грустить имениннице в этот день не дали. После премьеры Валентину Илларионовну буквально засыпали букетами цветов, а следом на сцену поднялся пианист Левон Оганезов. Коллеги и коллектив театра приготовили для Талызиной полу-экспромт, переосмыслив куплеты «Гоп-стоп» в поздравление: «Вот что сказать хотели мы тебе: гоп-стоп мы испытали на себе. Ведь ты сама не понимаешь, душу вынимаешь, как последнюю копейку, вот как ты играешь. Ладно, мы твои коллеги, ну а зритель, он ни в чем не виноват. В этот вечер славный за Талызину Валюшу выпьет даже главный. Ну, а мы в виде одолженья грянем троекратное ура!»

Фото, видео: Елена Лапина, Ольга Плетенева