Зинаиду Кириенко внесли в «черный список» за красоту и свободолюбивый нрав

12 февраля умерла народная артистка России Зинаида Кириенко. Ей было 88 лет. Тревожные сообщения о ее критическом состоянии и заражении COVID-19 начали поступать 10 февраля, когда актрису госпитализировали. В последние годы Кириенко почти забыли, а когда-то ее знала вся страна.

Зинаиду Кириенко внесли в «черный список» за красоту и свободолюбивый нрав

В 1958 году на экраны вышел «Тихий Дон» Сергея Герасимова, где Зинаида Кириенко, тогда еще студентка ВГИКа, сыграла роль  Натальи.  Ее удивительная красота, мерцающие глаза-вишни, несомненный талант сделали ее  кумиром  миллионов зрителей.  

Когда-нибудь откроется тайна, которая окончательно объяснит, чем была вызвана колоссальная пауза в  актерской судьбе Кириенко. Сама она рассказывала, как в какой-то момент  опустился шлагбаум, и ее перестали снимать. Оставались только небольшие роли. Только благодаря Евгению Матвееву ей удалось вернуться на большую орбиту. Он со свойственными ему темпераментом и упорством смог добиться разрешения снимать Кириенко в своем фильме «Любовь земная». Что тогда произошло? Кириенко знала, но молчала, хотя, скорее всего, многое так и осталось спорным. Она ссылалась на режиссера Станислава Ростоцкого, который ей  прояснил ситуацию. Скорее всего,  произошло то, что теперь называют словом «харассмент». Только сама Зинаида Кириенко сформулировала это элегантно и  корректно, сказав, что  платить за роли чувствами не хотела. Такая красавица не могла не привлекать взоры властных людей от кинематографа. Да и слыла она своевольной и независимой. Характер  был сильный. Вот и указали на место.  Имя тайного недоброжелателя  называлось. Это был первый заместителя председателя Госкино  СССР Владимир Баскаков. Говорят, что он-то и внес Кириенко в «черный список». Так что ее  фильмография не такая уж и обширная, как это могло быть. Кириенко  снялась меньше, чем в 40 картинах.  Главными ее работами стали Наталья в «Тихом Доне» Сергея Герасимова по роману Михаила Шолохова, Ирина в «Судьбе человека» Сергея Бондарчука —  опять же это экранизация прозы Шолохова,  Марьяна в «Казаках» Василия Пронина по одноименной повести Льва Толстого, Ефросинья Дерюгина в фильмах Евгения Матвеева «Любовь земная» и «Судьба», за которые актриса в составе  съемочной группы и была удостоена в 1979 году Госпремии СССР. 

Зинаида Кириенко родилась 9 июля 1933 года в Махачкале. Интересно, что ее мама,  работавшая в Дагестане на рыбоконсервном заводе,  мечтала об актерской карьере, но осуществить эти намерения ей не удалось. И дочь свою она хотела называть театральным именем  Аида. Но по настоянию отца девочку зарегистрировали как  Зинаиду. Родственники  называли ее Идой, а в актерской среде для подруг она всегда была просто Зиной.  

Отца будущей актрисы Георгия Широкова в 1938-ом арестовали. Фамилию Кириенко Зинаида унаследовала от отчима. Годы войны она провела в Дербенте, где ее мама руководила работой элеватора. Позднее семья переехала в Ставропольский край, жила в станице. Так всю жизнь Зинаиду Кириенко и называли станичницей, казачкой. И ей это нравилось. После седьмого класса она поступила железнодорожный техникум, потом в техникум механизации сельского хозяйства. Однако мечта стать актрисой привела ее во ВГИК, где она училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. А ее сокурсницами стали Людмила Гурченко и Наталья Фатеева. После института Кириенко выходила на сцену Московского драматического театра им. Пушкина, потом сезон проработала в Театре на Малой Бронной. А с 1961 года была актрисой Театра-студии киноактера, где довольно много играла. 

В последние годы Зинаида Кириенко крайне мало снималась, хотя была в отличной творческой форме. Молодые режиссеры часто побаиваются работать с «последними из могикан». А зря. Она бы украсила их фильмы. Многое могла. Поскольку ролей в кино почти не было, актриса часто ездила по фестивалям, колесила по стране с концертами и творческими встречами,  пела. Иногда ее сопровождал муж,  который был далек от творческой среды, работал экономистом. А когда его не стало  в 2004 году, Кириенко утратила свое былое жизнелюбие, хотя у нее два любящих сына, внуки и правнук. 

Одно время ее эксплуатировал Никита Михалков, всякий раз выдвигая на трибуну съездов и пленумов, чтобы она громогласно заявила о своей любви к нему, поддержала непопулярный в среде кинематографистов курс. Стоило ей только появиться у микрофона в шляпе, как коллеги начинали посмеиваться, ждали очередного шоу. Все это очень грустно выглядело. Но Кириенко и сама была увлечена своей новой общественной ролью, во многом поддерживала Михалкова, оценивая в полной мере его  режиссерский талант.  Но все равно это было жестоко с его стороны. Такой Зинаида Кириенко и осталась в памяти – страстной, красивой, яркой, так и не сыгравшей то, что ей было дано.