Алексей Франдетти поставил музыкальный спектакль «Петя и фолк»

Режиссер Алексей Франдетти продолжает удивлять публику нестандартными постановками в разных театрах Москвы и не только. Еще не успел разойтись кругами резонанс от «Обыкновенного чуда» в питерском ТЮЗе, как в театре на Таганке – новая премьера: «Петя и фолк», мультижанровое суперсовременное по театральному и музыкальному языку шоу, адресованное молодой аудитории.

Алексей Франдетти поставил музыкальный спектакль «Петя и фолк» Фото предоставлено пресс-службой театра

Название «Петя и фолк» рифмуется с известной симфонической сказкой Прокофьева, а подзаголовок «тайны миров» оправдывает включение в сюжет ассоциаций с известными референсами, главный из которых – миф об Орфее. Однако в спектакле нет ни намека на постмодернисткий стеб: либреттист Ника Симонова, композитор Андрей Зубец и режиссер Алексей Франдетти сделали вполне серьезный спектакль о том, что современное искусство может быть модным и традиционным одновременно. 

Новая сцена театра на Таганке с кирпичным задником – поначалу совершенно пустое пространство, на котором появляется главный герой – Петя, юный музыкант, неудовлетворенный своим творчеством: «Все хорошо, встал и пошёл — в новое шоу. А себя до сих пор не нашёл…Как мне понять, кем могу стать? Смысла, идеи нет. Может, я проморгал момент?» — делится Петя своими сомнениями в форме рэпа. Роль Пети играет Александр Казьмин – артист хорошо известный любителям мюзиклов, наделенный отличным голосом и безусловной харизмой. Его подружка Вероника (также хорошо известная мюзикловая звезда Юлия Дякина), без ложной скромности называющая Петю Орфеем, предлагает ему решение проблемы, которое всегда спасало русских художников – обратиться к корням, к традиции, к истокам культуры, то есть, к фольклору. 

И вот здесь начинается головокружительное по динамике, драйву, плотности событий шоу, в котором главным протагонистом становится Академический хор русской песни радио «Орфей». И это тоже очень характерно для русского музыкального театра в версии композиторов Могучей кучки, в операх которых народ был главным действующим лицом.

Алексей Франдетти поставил музыкальный спектакль «Петя и фолк» Фото предоставлено пресс-службой театра

Петя и Вероника присоединяются к массовому молодежному празднику Ивана Купалы, языческому ритуалу, главный смысл которого – свершение брачного обряда. Здесь же происходит соревнование певцов – ну чем не «Садко» Римского-Корсакова, который в свое время по-русски пересказал сюжет «Тангейзера»? Первый участник поет красивую попсово-эстрадную песню самовосхваления – и имеет успех. Второй исполняет лапидарный шансон в духе «Любэ» и тоже ловит свою долю признания. Настает черед Пети… Его искренняя ария в стилистике классического поп-рок-мюзикла покоряет аудиторию. Он – победил. 

Молодой композитор Андрей Зубец написал мастерскую, очень сложную партитуру, в которой соединил приемы академической музыки (хорошо прослеживается влияние Стравинского, явно вдохновившего авторов своей «Весной священной»), а также фольклора и рок-стилистики. Живой оркестр народных инструментов, разместившийся в окнах кирпичного задника, как в иконостасе, органично интегрируется с фонограммой. Музыка очень подвижна, ритмически затейлива: пять четвертей – самый простой из неквадратных метров, которые использует Зубец.

Алексей Франдетти поставил музыкальный спектакль «Петя и фолк» Фото предоставлено пресс-службой театра

Трудно сказать, какой из элементов этого мультижанрового шоу, возвращающего театр к его первоначальной синкретической форме, в приоритете – здесь все равны. И музыка, звучащая нон-стоп, как в опере или оратории. И пластика (хореограф Андрей Глущенко-Молчанов) – сочетающая классический балет и современный танец. И огромные ростовые куклы – древние славянские божества и чудовища, которых водят по сцене кукловоды: птица Симург, бог Велес, волки, богиня Ягиня, гигантский змей (художник Анастасия Пугашкина). В Велесе и Ягине Петя видит своих родителей, от которых подросток когда-то сбежал, так как не находил в них понимания и любви. Впрочем, теперь он простил их: познание мировых тайн делает его мудрым и великодушным. 

Лаконичная сценография компенсируется пестротой и разнообразием костюмов (Екатерина Гудковская), стилизующих условную славянскую сказочность в сочетании с модными прикидами современных хипстеров.

Свет от Ивана Виноградова может сделать честь самому крутому эстрадному шоу, а «спецэффекты» достигаются простыми традиционными театральными приемами: например, сказочный окиян-сине-море» — это полупрозрачная ткань, из-под которой появляются и за которой скрываются коварные русалки.

Алексей Франдетти поставил музыкальный спектакль «Петя и фолк» Фото предоставлено пресс-службой театра

В спектакле вообще – про традицию. Не только фольклорную, но и самую простую, человеческую. Например, про любовь между мальчиком и девочкой. Правда, история любви заканчивается драматично: русскому Орфею-Пете, как и его мифологическому прототипу, не удалось вывести из подземного царства Эвридику-Веронику. Однако в отличие от греческого Зевса, который, опасаясь, что Орфей откроет людям тайны мира, на всякий случай поразил его молнией, наш русский Перун напротив – дает Пете, постигшему тайное знание,  шанс «глаголом жечь сердца людей». Опять-таки, в лучших традициях русской культуры.