На «Золотой маске» играют учительницы из Казани и подростки с «Уралмаша»

На фестивале «Золотая маска» показали спектакли с участием реальных учительниц из Казани и подростков с «Уралмаша». Они выходят на сцену и рассказывают истории из собственной жизни. Молодежный народный театр «Игра» из Екатеринбурга определил жанр спектакля «Шапку надень!» как документальный сторителлинг (рассказ историй), а постановка «Педсовета» на тему школьной жизни превратилась в хоррор.

На «Золотой маске» играют учительницы из Казани и подростки с «Уралмаша» Сцена из спектакля «Шапку надень!». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В «Педсовете», поставленном на театральной площадке «MOÑ» в Татарстане, заняты семь настоящих учительниц из Казани. В обычной жизни они преподают физику, татарский язык, географию, физкультуру, а со сцены говорят о проблемах современной школы. Когда авторы проекта Елена Калаганова, Анастасия Радволгина и Йолдыз Миннуллина бросили клич, желающих участвовать в необычной постановке оказалось предостаточно — откликнулись 50 учителей. От тех, кто упоминал о любительском опыте на актерском поприще, сразу отказались — не те задачи. С участниками проекта встретились, поговорили, и это было сродни сеансу у психотерапевта. Каждый рассказал свою историю, и определился жанр спектакля — хоррор.

«Педсовет» стал частью проекта «Театр горожан», где нет профессиональных актеров и каждый участник спектакля говорит от своего лица. Исходили из того, что учитель — тоже человек, это не какая-то гидра в несуразном пиджаке. Позволено ли учителю иметь татуировки? Как вообще живут молодые учителя? В кино эта тема уже не раз возникала, и недавняя победительница Берлинале Анастасия Вебер, получившая «Золотого медведя» за короткометражный фильм «Трэп», пригласила сниматься не актрису, а социального педагога, а героиней фильма стала учительница, которая по ночам танцует на рейве.

Каждый «Педсовет» имеет свой финал. Состав участников меняется, как и у подростков, занятых в спектакле «Шапку надень!», где из 25 человек попеременно выходят на сцену 11–12 человек. Театру «Игра» 31 марта исполнится 70 лет. Он возник в 1952 году в одной из общеобразовательных школ. Сейчас им руководит режиссер Татьяна Павлова, которая и поставила «Шапку надень!». В актеры ребят не готовят, но кто-то поступает в театральные вузы. Принцип театра такой — не играть, а рассказывать. Приходят те, кто еще учится в школе, готовится к ЕГЭ и уже параллельно работает на «Уралмаше», пишет статьи.

На «Золотой маске» играют учительницы из Казани и подростки с «Уралмаша» Сцена из спектакля «Педсовет». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Идея спектакля родилась после того, как одна девочка сбежала из дома, и важно было понять, почему так произошло. В процессе работы от конкретного события ушли, углубились в первопричины. Выяснилось, что у многих ребят возникает желание сбежать. Подростки, участвующие в спектакле, рассказывают личные истории про родителей, чаще отцов, с которыми не всегда находят взаимопонимание. Это потребовало от них смелости. Не каждый готов вынести на всеобщее обозрение жизнь своей семьи. Зачем это вообще делать? Чтобы освободиться. Родители хотят, чтобы дети жили по их указке. Они постоянно командуют, задают вопросы из серии: «Ты поел?», приказывают: «Шапку надень!», и это проявление псевдозаботы. При этом взрослые избегают ответов на заданные вопросы, не могут толком поговорить с выросшими детьми. Одна из юных участниц спектакля Соня Карамова высказалась в соцсетях о том, что она поначалу считала, что ссоры с родителями — признак неблагополучия, о них лучше молчать. А на репетициях пришлось рассказать о своих проблемах. Никто не принуждал, был выбор. Стоило все рассказать, и стало легко, ушла боль, которая не давала покоя. Но спектакль не о ссорах с родителями, никто не говорит, что они плохие. Важно быть услышанными. Кто-то из ребят переживал, что взрослые узнают об их высказывании, и будут неприятности. Татьяна Павлова считает, что спрятанную боль нужно проговорить, тогда она уйдет. В этом смысле спектакль имеет терапевтический эффект.

Тима Кокорин рассказывает про мужчинистого отца. Из семьи он ушел, но из сына пытается вырастить такого же мужчинистого мужчину. Никита Нечаев признается, что был бы рад такому отцу, потому что у него фактически нет никакого. Саша Ратников начал постоянно говорить своим близким: «Я тебя люблю», и обиды ушли. Правда, отца подобные признания напрягают. У Яси Спириной папа — вегетарианец, и никому в доме мясо есть нельзя. А она любит котлеты. Другая девочка устала от родительских драк. Отец унижает мать. Дочь не понимает, как можно это терпеть. Мать в итоге все мужу прощает до следующего мордобоя. Понятно, что не каждому родителю такая правда приятна, но многие из них посмотрели спектакль и изменили свое отношение к детям. В интересах безопасности кого-то из родителей в театр не зовут.

Юной участнице спектакля Соне Карамовой молодой человек преподнес букет тюльпанов. Надо было видеть ее реакцию — словно сказочный принц пришел под алыми парусами.