В Русский музей вернулись 314 произведений из Испании

314 шедевров благополучно добрались до Русского музея из Испании. По этому поводу музей сегодня, 20 мая, устроил публичное событие: за распаковкой картин следили десятки камер. Директор ГРМ Владимир Гусев без улыбки говорил о событии, потому что сам факт того, что транспортировка произведений становится большим инфоповодом на фоне общей геополитической ситуации и отмены русской культуры на Западе, – безрадостный.

В Русский музей вернулись 314 произведений из Испании Фото: Русский музей.

– Многое пришлось пережить, чтобы получить назад эти вещи, – сказал директор Русского музея Владимир Гусев. – Их страховая оценка очень высока, и был риск, что таможенники могут расценить их как предметы роскоши. А ведь сейчас появились новые ограничения в связи с санкциями.

Вещи вернулись, и это радость. Но я не улыбаюсь из-за причины этих волнений вокруг возвращения шедевров. Сколько тысяч таких возвращений было в Русский музей, и это не было публичным событием. А сейчас волна русофобии захлестнула весь мир.  

Я убежден, что культура не должна страдать от политики. Нельзя допускать, чтобы культурные связи исчезали, чтобы запрещали уроки русской литературы, отменяли концерты русской музыки, закрывали выставки из-за политики. Я даже не могу поблагодарить наших коллег из Малаги, потому что потом скажут, что они сочувствуют России, а это для них не хорошо. Идет «охота на ведьм».

Напомним, что в единственном филиале Русского музея, открывшемся в испанской Малаге в 2015-м году, до недавнего времени экспонировались четыре выставки: «Война и мир», «Авангарды в русском искусстве», «Маяковский – художник и поэт» и проект к 200-летию Достоевского. Там были представлены шедевры знаменитых российских художников, среди них – Айвазовский, Васнецов, Верещагин, Кустодиев, Кипренский, Малевич, Филонов, Кандинский, Шагал, Бурлюк, Гончарова, Ларионов, Розанова, Машкова, Кончаловский и Петров-Водкин и др.

В Русский музей вернулись 314 произведений из Испании Фото: Русский музей.

Проект «Война и мир» открылся в Магале год назад, остальные три выставки – осенью. Сейчас произведения везли на родину на двух фурах, у каждой из них был прицеп такого же размера, как грузовик. Шедевры выехали из Испании в Россию 9 мая. Вчера, 19 мая, они добрались до Русского музея, а сегодня ценный груз публично распаковали.

Произведения ехали через территорию Германию и Финляндию. Они проходили таможню в том же пункте на русско-финской границе, где в начале апреля были задержаны несколько грузовиков с российскими шедеврами из фондов разных крупных музеев, в том числе из Эрмитажа, Третьяковской галереи и Музея Востока. Тогда после нескольких дней сомнений и консультаций с Евросоюзом финны пропустили музейные экспонаты. Это стало прецедентом в правоприменительной практике введенных против России санкций.

Позже через тот же таможенный пункт в Россию въехали вещи с выставки коллекции Морозовых, которая экспонировалась в Париже.

На днях еще одно произведение прошло русско-финскую границу: речь о римском рельефе «Митра, закалывающая быка» из коллекции Эрмитажа. Экспонат демонстрировался в Королевском музее Мариемона в Бельгии на выставке «Мистерии Митры. К истокам римского культа», которая проходила с ноября 2021 года по апрель 2022-го.

Для каждого из вышеупомянутых грузов был организован спецкоридор: Минкультуры РФ договаривался с каждой страной, через территорию которой транспортировались российские произведения.

В Русский музей вернулись 314 произведений из Испании Фото: Русский музей.

Во время распаковки картин Владимир Гусев выразил надежду, что филиал Русского музея в Малаге «продолжит свою работу, когда спадет волна агрессии и нетерпимости». И добавил, что после начала спецоперации посещаемость выставки «Война и мир» увеличилась в пять раз. Сотни тысяч испанцев увидели это философское размышление, в центре которого вопрос: почему происходят войны. Заметим, что в последние месяцы работы выставок в Испании их охрана была усилена, однако никаких инцидентов, несмотря на сложную геополитическую обстановку, не произошло. Напротив, этот проект был воспринят именно так, как был задуман кураторами, как философский поиск ответов на вечный вопрос.