Архангел Михаил и «Черный квадрат»: открылась выставка «Re:Renaissance»

«Ренессанса требуют наши сердца! Сейчас или никогда! Мы не можем дальше смотреть в «Черный квадрат», надеясь найти там какой-нибудь лучик света», — заявляет художник Егор Остров и предъявляет зрителю альтернативу. Выставка «Re:Renaissance» — это манифест выходца из Петербурга, ныне живущего в Москве, который готовился 30 лет.

В экспозицию, представленную в залах РОСИЗО в Петроверигском переулке, вошло около 50 работ. На них знакомые сюжеты Рафаэля, Гвидо Рени, Микеланджело оживают с помощью авторской техники, построенной на оптических эффектах. Центральным полотном стало то, где архангел Михаил разит копьем «Черный квадрат».

Архангел Михаил и «Черный квадрат»: открылась выставка «Re:Renaissance» Фото: Иван Недорез

Классические образы на картинах Егора Острова подвижны. Мы видим Мадонну и Давида словно сквозь тусклое стекло, которое то затуманивается, то проясняется. Такой эффект достигается с помощью особой авторской технологии — компьютерных растров. Изображения с оптической иллюзией испещрены тонкими линиями — то извилистыми, где-то расширяющимися, а где-то сужающимися, а то прямыми, наложенными на сюжет мелкой сеткой. Такой прием схож с опытами оп-арта второй половины ХХ века, но Егор Остров напоминает, что подобными приемами пользовались и граверы прошлого. Эта оптика — часть его программного заявления. Художник считает, что нужно вернуться к образности эпохи Возрождения, отказавшись от знаковой системы, предложенной авангардистами в начале двадцатого столетия.

— Мы должны свернуть с этой дороги, потому что она приведет нас к хаосу и разрушению, — говорит Егор Остров корреспонденту «МК». — Покончить с одним из направлений искусства, которое оккупировало всю территорию и диктует нам свой дискурс. Это не наш дискурс, у нас украли изобразительное искусство. Мы должны вернуть прекрасный образ. Сбросить «Черный квадрат» с корабля истории. Не мы начинали войну с модернизмом, но мы ее заканчиваем.

Архангел Михаил и «Черный квадрат»: открылась выставка «Re:Renaissance» Фото: Иван Недорез

Ключевой зал выставки посвящен как раз этому мотиву: небесный воин архангел Михаил вонзает свое копье в знаковый образ Казимира Малевича, некогда ознаменовавший начало новой эпохи в искусстве. Перед нами целая серия работ, где любимые герои мастеров Возрождения вступают в битву с супрематическими фигурами с полотен авангардиста. Остров призывает Рафаэля и Гвидо Рени, Микеланджело и Понтормо, Аполлона и святого Себастьяна пересобрать Возрождение и возродить Ренессанс. Метамодерн с его запросом на новую искренность является, по мнению художника, подтверждением того, что человечество устало от абстракции.

Архангел Михаил и «Черный квадрат»: открылась выставка «Re:Renaissance» Фото: Иван Недорез

ХХ век, начавшийся с отказа от образности, стал полем битвы фашизма и коммунизма, глобализма и национализма, либерализма и консерватизма. Сейчас будущее туманно, а современность себя исчерпала, поэтому самое время вернуться к классическим идеям красоты и гуманизма. Но не с помощью подражания и копирования, но с использованием новейших технологий, и тогда перед тобой откроется вечность, уверен художник. В других — не столь воинственных — залах он предлагает зрителю взглянуть на такую образность: полюбоваться Мадоннами и обнаженными телами античных богов и атлетов. «Этернаизм» — то есть искусство Вечного — такой новый термин вводит куратор выставки Василий Успенский в отношении произведений Острова.

Архангел Михаил и «Черный квадрат»: открылась выставка «Re:Renaissance» Фото: Иван Недорез

— Заявление Егора может показаться радикальным, но не он один думает в этом направлении. Разные голоса говорят о том, что нужно примирить классику и современность, хватит играть в бунтарей. И голос Егора в этом хоре сильный и отдельный, — уверен искусствовед, хранитель коллекции гравюр Эрмитажа, исследователь культуры и традиций прошлых веков Василий Успенский.

Архангел Михаил и «Черный квадрат»: открылась выставка «Re:Renaissance» Фото: Иван Недорез

Двойственное впечатление оставляет программная выставка Егора Острова. С одной стороны, в залах (а их в общей сложности пять) звучит успокоительная музыка, церковный хор, да и сами оптические эффекты на картинах, созданные с помощью цифровых приемов и кропотливого ручного труда, настраивают на вдумчивость и созерцательность. С другой — воинственные посыл и призыв художника разить копьем «Черный квадрат» в чем-то роднят его с отцом-основателем теории беспредметного искусства и основателем движения «Утвердители нового искусства» (УНОВИС) Казимиром Малевичем. Избавиться от старого, чтобы построить свое. Где-то мы уже это слышали. Очевидно, в вечности.