Китайская мультиндустрия, тревожная анимация: в Москве показали лучшие мультфильмы

В Москве открылся XVI Большой фестиваль мультфильмов. Приключенческий 3D-мультфильм «Танец льва» китайского режиссера Сунь Хайпэна задал тон на ближайшие десять дней. Впереди зрителей ожидает полномасштабное буйство фантазии, от милых девичьих историй из Бразилии и Франции до серьезных программ документальной и экспериментальной анимации, предназначенных исключительно для взрослой аудитории.  

Китайская мультиндустрия, тревожная анимация: в Москве показали лучшие мультфильмы Фото: LOON.SITE

Эффектный «Танец льва» сочетает в себе драматичную историю взросления подростка-неудачника из бедной провинции Гуандун и завораживающую экзотику китайской культуры. Интересно, что на Востоке танец льва с давних времен служит ритуалом для изгнания злых духов и привлечения удачи и содержит в себе элементы боевых искусств. Китайские кинорейтинги назвали «Танец льва» самым захватывающим фильмом года, а критики считают, что его успех сигнализирует о смене направления национального кинопроизводства с традиционных мифологических сюжетов и фэнтези в сторону реалистичных историй. В прессе даже развернулась жаркая дискуссия о маленьком размере глаз персонажей и их раскосости, несвойственной китайской анимации. Многие увидели в новом дизайне отказ от канонов, скрытый расизм и оскорбление нации. Так или иначе, стремление главного героя к своей мечте – стать лучшим на чемпионате танца льва, его искренность и упорство, преодоление жизненных трудностей и крепкая дружба призваны вдохновить зрителей поверить в реальность чудес.

Бразильский полнометражный мультфильм «Тарсильния в мире красок» (режиссеры Селия Катунда и Кико Мистрориго) порадует ярким затейливым миром, наполненным фантастическими существами. Главная героиня отправляется на поиски маминых сувениров, украденных озорной гусеницей. Визуальная составляющая фильма основана на причудливых вселенных, созданных бразильской художницей Тарсилой ду Амарал (1886-1973гг). Тарсила — приверженец народного искусства и считалась одним из ведущих художников-модернистов Латинской Америки, ее работы можно увидеть в различных музеях мира, включая Эрмитаж.  

Среди почти десятка анимационных полнометражных фильмов отдельный интерес вызывает абсурдистская и печальная картина «Множество Северов» знаменитого японского режиссера Кодзи Ямамуры. Она уже отмечена призами, в том числе Гран-при престижного кинофестиваля в Оттаве и призом зрительских симпатий в Киото. Мрачный сюрреалистичный фильм наполнен метафорами и символическими знаками, в нем отсутствуют и диалоги, и какая-либо связная история, тусклый бессмысленный Север Ямамуры не оставляет зрителю даже проблеска надежды. Стоит добавить, что фильм снят в редкой сегодня технике рисунка на бумаге и адресован взрослым ценителям кино.

В россыпи короткометражных программ сложно выделить что-то главное – все они заточены под аудиторию разных возрастов и предпочтений. Есть отдельные программы российской, зарубежной и сериальной анимации для детей. Любители культурных открытий могут обратить свой взор в сторону сборников современной анимации Ирана, анимадока, экспериментальных и спецпрограмм (все они обозначены возрастным ограничением 18+). Самых стойких зрителей ожидает шестичасовое погружение в «Ночь анимации», где отборную программу лучших взрослых мультфильмов можно увидеть в буквальном смысле «за один присест».   

Любители не только смотреть кино, но и создавать его собственными руками смогут самостоятельно заняться одушевлением персонажей на уникальных мастер-классах по ротоскопированию, ожившему оригами и зацикленным этюдам gif-анимации, нарисованным на кальке. Кроме того, впервые на фестивале запущена серия мастер-классов «Черный снег» для глухих и слабослышащих детей. Его участники снимут мультфильм по новогодней сказке, используя язык жестов. Одна из ведущих анимационной лаборатории, режиссер Елизавета Хломова сейчас работает над собственным авторским мультфильмом, герои которого также разговаривают на жестовом языке.

Почетный гость фестиваля — мэтр отечественной мультипликации Юрий Норштейн. Уже тринадцать лет он ежегодно читает публичные лекции в рамках БФМ. В этом году тема его разговора с аудиторией невероятно актуальная и животрепещущая — «Страх, сострадание, поддержка, катарсис. Как анимация говорит о важном». В одном из недавних интервью председатель международного жюри БФМ, китайский художник-аниматор Чэнь Си признал, что аниматоры во всем мире выражают беспокойство и пессимизм по отношению к современной реальности, и предполагает, что «тревожное кино» является действенным утешением и психотерапией как для его создателей, так и для зрителей.