U2 на новом альбоме дали мастер-класс по графомании

Если в истории U2 еще будут светлые времена, то этот год в летописи ирландских рок-легенд, вероятно, обозначат как период метаний и заблуждений. По-другому относиться к их свежему релизу «Songs of Surrender» и осенним планам устроить ностальгическое VIP-дефиле по альбому Achtung Baby в Лас-Вегасе весьма затруднительно.

U2 на новом альбоме дали мастер-класс по графомании

Главное сомнение во всех этих затеях сводится к тому, что группа чуть ли не впервые за свою долгую карьеру вдруг разделилась на части. Некоторое напряжение между «шляпами» и «стрижками», как в близком кругу называют неформальные союзы Боно и Эджа (главных музыкальных драйверов коллектива) и Адама Клейтона и Ларри Маллена (они обычно были на подхвате), существовало всегда. Но спустя сорок с лишним лет совместной деятельности Боно и Эдж выпускают альбом почти без участия остальных участников группы, а шоу в Вегасе пройдет без Ларри Маллена, которого заменит приглашенный барабанщик.

Но если американские концерты пока только в стадии подготовки, то «Songs of Surrender» уже доступен, и миллионы фэнов по всему миру, а также присоединившиеся к ним музыкальные критики пытаются понять, зачем вообще этот альбом нужен. Сам релиз впечатляет прежде всего размахом. Сорок песен разных времен в новых аранжировках и местами с подредактированными текстами.

Некоторая логика у этого проекта, конечно, есть. В прошлом году Боно выпустил мемуары под названием «Surrender: 40 Songs, One Story», и альбом стал весьма целесообразным с точки зрения маркетинга саундтреком к книге. В авторемейках как идее тоже нет ничего нового, в конце концов, каждый волен выбрать свой путь работы с каталогом. Кто-то переписывает старое, потому что прежний подход записи с высоты времен кажется невнятным, кто-то пытается решить проблему авторских прав, кто-то намерен найти новую красоту старых песен в пафосных оркестровках.

Но кажется, пока никто не превращал немного рутинный, прежде всего в восприятии поклонников, процесс в такой пафосный монумент. Сорок песен, даже разделенные на четыре тома, — это не шутки, и упрек в графомании возникает уже на стадии поверхностного изучения релиза. А если начать прилежно слушать, то и ярым фанатам U2 может стать не по себе.

Называть все это оглушительным провалом не совсем правильно. В целом вышла неплохая подборка. И если у Боно и Эджа был соблазн проверить эти песни на жизнеспособность слов и мелодий, то во многих случаях это удалось. Желание добавить новые строчки, более соответствующие актуальному новостному фону, как и абсолютно рок-н-ролльная позиция группы по ключевым вопросам нелегкого времени заслуживают бесконечного уважения. Но вот сама музыка как будто осталась на обочине.

Громкие и не самые громкие хиты группы получили местами акустическую, местами фолковую интонацию, но случаев, когда новый прикид безоговорочно к лицу архивным хитам, не так уж много. Повезло некоторой классике вроде 11 O’Clock Tick Tock или Two Hearts Beat as One, из того, что поновее, радует Every Breaking Wave и Walk On. Однако ремейки стадионных гимнов, по которым и ясна суть U2, вышли похожими на обязательную домашнюю работу.

Нет никакого сомнения в том, что за минувшие годы наивный ирландский пост-панк-квартет превратился в большую музыкальную величину и исполнителей, способных себе позволить заплывы на любые территории. Но One, Until the End of the World, I Still Haven’t Found What I’m Looking For и другая классика были написаны, когда участники U2 словно искрились от нигилизма, понтов и желания сделать важные заявления. Об этом следует вспоминать как о светлых творческих моментах, и лучше не пытаться переформулировать то, что уже прозвучало оглушительно громко. «Songs of Surrender» это лишний раз подтверждает.