В Третьяковке показали сложный ритм человечества

Время не линейно, а циклично. У него есть свой сложносочиненный ритм, неустойчивый вес и меняющийся цвет. К такому выводу приходишь, оказываясь на выставке художницы Натальи Элькониной «Модель многомерного времени». Чтобы попасть в 38-й зал Новой Третьяковки, превращенный в тотальную инсталляцию из 19 гигантских зеркальных труб, нужно пройти сквозь целый век и увидеть, как трансформировалось искусство с начала ХХ века по сей день. После такого «предисловия» исследование производит особенно сильный эффект, и, кажется, сам зритель становится одним из объектов инсталляции, автор которой «препарирует» время.

В Третьяковке показали сложный ритм человечества

Зеркальные трубы, упирающиеся в потолок, издалека напоминают лабораторные цилиндры или современный орган. Обе метафоры здесь уместны, поскольку выставка Натальи Элькониной несет в себе и исследовательскую функцию, и обладает музыкальностью. При ближайшем рассмотрении оказывается, что в каждой трубе «живут» предметы, так или иначе связанные с темой исследования – временем. Так, в центральной четырехсторонней трубе мы находим корабельные часы, обвитые трубками, которые связаны в морской узел. Наталья называет этот временной «отсек» по-пастернаковки – «Судьбы сплетенья». Соседняя труба обозначена не менее поэтично – «Орбиты судьбы». Здесь в зеркальном пространстве летают шахматные пешки – каждая движется по своей спирали. Некоторые фигурки полуразрушены, словно изъедены временем. В других зеркальных трубах мы находим цепи, щипцы, плоскогубцы, шурупы, крюки, лупы, разрушенные ДНК и, конечно же, самые разные виды реальных часов – от песочных до огромных механизмов из разных шестеренок. Стрелки часов дергаются, но не двигаются с места. Некоторые циферблаты перевернуты с ног на голову. Другие разбиты надвое… 

Все эти символы времени преломляются в изогнутых зеркалах, искривляясь и приобретая иные, непривычные формы. Кажется, что инсталляция живая, движущаяся, потому что отражения постоянно меняются: стоит сделать шаг и повернуть голову – перед тобой уже другая «картинка». К тому же, трубы пронизаны светодиодными лентами, словно артериями. Они одновременно меняются цвет: плавно переходя из зеленого в синий и фиолетовый. У времени холодные, но насыщенные оттенки. 

В этом многомерном временном зеркале отражается и преломляется каждый зритель. Мы видим собственное «Я» другим и вместе с символами, заключенными в трубы, превращаемся то в фантастических чудовищ, то в цветные абстракции.   

– Время не линейно, а циклично, – говорит «МК» автор тотальной инсталляции Наталья Эльконина, – об этом свидетельствуют и последние научные исследования. Ученые говорят об изменении скорости времени, о том, что Земля совершила квантовый переход. О том, что меняются физические константы, считавшиеся неизменными. Например, изменилась частота Шумана.

В Третьяковке показали сложный ритм человечества Наталья Элькониной на выставке.

Здесь стоит пояснить, что в середине ХХ века физик Винфрид Отто Шуман совместно с доктором Гербертом Кенигом открыл низкие частоты земной атмосферы: так называемые «стоячие электромагнитные волны», которые впоследствии называли «волнами Шумана», – это своеобразное «сердцебиение» нашей планеты. И оно взаимосвязано с биоритмами каждого живого существа на Земле.

 – Сейчас со временем происходят странные вещи, – продолжает художница. – Я постаралась создать единую композиционную структуру, где 19 инсталляций ритмически связаны и объединены темой многомерного времени. Эта многомерность построена на сложном движении. Это движение можно ощутить через реальные часы, временные цепи, уходящие в бесконечность, образ опустевшего коронавирусного города. Традицию пространственно-композиционной живописи, которая во многом сейчас утеряна, я попыталась соединить с современным концептуальным звучанием.

 Так получилось поэтическое произведение, где время обрело вес, цвет, а главное неравномерный, но вполне музыкальный ритм, который нельзя услышать, но можно почувствовать. Не случайно в подзаголовок проекта вынесена фраза из стихотворения Иосифа Бродского: «Время – источник ритма». Ритм этот теперь оказывается многомерным, часто обманчивым, нестабильным, разорванным и мистическим. Его пытаются исследовать ученые научными инструментами, но, возможно, творческие методы более эффективны, ведь художник проникает в природу времени на уровне подсознания. Эта ритмическая композиция помогает понять изменение биоритма нашей планеты и каждого отдельного человека, быть может, объясняет ту турбулентность, от которой сегодня трясет мир.